Автора: Малиновский В.И., Герменчук В.В. | Год издания: 2006 | Издатель: Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь | Количество страниц: 214
Процедуры прикладного политического анализа органически «встроены» в управленческий процесс на этапах подготовки и принятия управленческих решений. Каждый шаг фаз (этапов) подготовки, принятия и реализации УР в рамках базового алгоритма включает ряд стадий стандартного информационно-аналитического процесса: планирование, сбор, обработка, анализ, обоснование, проверка, накопление, хранение, актуализация, предоставление информации участникам процесса разработки решений. Реализация стадий этого стандартного информационного процесса может осуществляться с помощью весьма богатого инструментария различных методов, моделей и приёмов.
Методы, модели и приёмы подготовки, принятия и реализации политико-управленческих решений имеют явно выраженный междисциплинарный характер, не ограничиваются рамками дисциплин социально-политического, правового или экономического циклов и не могут не включать, например, системный анализ, математические модели и методы, компьютерные технологии в управлении, теорию государственного управления, теорию автоматического управления, теорию организации, стратегический менеджмент, управление персоналом и т. п. В то же время, прикладное политико-управленческое знание не должно быть эклектичным соединением эмпирических выводов этих дисциплин, необходим их технологический синтез в единую систему. В практике государственного управления нередки случаи, когда этапы разработки управленческих решений выполняются специалистами с различными инструментарием и системой ценностей. В процессе подготовки и принятия решений приходится взаимодействовать нескольким органам управления, организовывать межведомственные рабочие группы и комиссии, что требует строгой регламентации информационного обмена в рамках многоэтапных итерационных процедур.
Лицо, принимающее сложные многоцелевые стратегические решения, может использовать для их подготовки несколько альтернативных информационно-аналитических государственных и негосударственных структур, организовать своеобразный «тендер», использовать «коллективный разум» независимых экспертов или принять решение коллегиально. Выбор окончательного решения может производиться с учетом многих неформальных контактов личного и политического характера, переговоров и дискуссий.
Многофакторный анализ и политический прогноз развития ситуации адекватными методами позволяет выяснить причины возникновения проблемы. Это предполагает моделирование сценариев развития событий, в том числе с использованием методов нечеткой логики, выявление устойчивых взаимосвязей, анализ ситуации в многомерном пространстве социально-политических координат, визуализацию больших объемов «отжатой» информации, синтез образного пространства, демонстрацию ситуаций в многоэкранном режиме с динамическими сюжетами и звуковым сопровождением при организации коллективной работы экспертов.
Точная формулировка проблемы осуществляется с учетом накладываемых ограничений, классификации, структурирования, ранжирования, декомпозиции проблемы, предусматривает работу на «упреждение», когда устанавливаются взаимосвязи с другими проблемами, обосновываются и создаются формализованные модели проблемной ситуации в статике и динамике с использованием графических (логических) и математических методов.
Воображение, кругозор, способность и готовность выявлять взаимосвязи предварительно не связанных объектов и результатов содействуют творческому поведению при генерировании альтернатив.
Особое место в процедурах прикладного политического анализа занимает ситуационный анализ.
По способу сегментации политической ситуации различают:
· институциональный анализ, когда в качестве сегментов выступают основные политические институты (президент, парламент, правительство, политические партии, международные организации и т. п.);
· групповой анализ, при осуществлении которого вычленяют неинституционализированные объединения (сплоченные номенклатурно-политические группировки, формально не имеющие юридического статуса, которые стараются не афишировать свою деятельность).
По степени полноты анализа политической ситуации и количеству анализируемых факторов:
· полный ситуационный анализ, когда выявлены и вовлечены в процедуры обработки все влиятельные номенклатурно-политические группировки и политические институты. Данный тип анализа под силу немногим аналитическим структурам в Республике Беларусь;
· фрагментарный анализ, при котором число факторов ограничивается спецификой проблемы, временными ограничениями, ресурсом конкретной информационно-аналитической структуры, полнотой располагаемой информации.
По степени связи с решением конкретной проблемы:
· проблемныйситуационный анализ, связанный с разрешением какой-либо проблемы;
· диагностический анализ направлен на выявление потенциальной проблемы, позволяет аналитикам «держать руку на пульсе» событий путем подготовки на регулярной основе различных хорошо структурированных информационных и аналитических материалов, справок и докладов, содержание которых может быть в значительной степени формализовано.
Как показывает опыт, в рамках процедур прикладного политического анализа фрагментарный диагностический институциональный ситуационный анализ может весьма оперативно трансформироваться в полный проблемный институционально-групповой тип анализа. Особенность проблемного анализа – в постоянной смене решаемых задач, реконфигурации информационных потоков, в оперативном получении информации, в поддержании рабочих контактов с экспертами, в укреплении самими аналитиками должной методической, технологической, технической и организационной формы.
Прогностика – это научная дисциплина, изучающая общие принципы и методы прогнозирования развития объектов любой природы, а также закономерности процесса разработки прогнозов. Прогностика находится в стадии становления, непрерывно развивается, уточняется и совершенствуется, заимствуя многое из смежных областей (математики, кибернетики, экономики, теории информации и т. д.). Приведем упрощенный вариант классификации видов прогнозов.
Таким образом, после четкой, однозначной формулировки задачи в рамках технологии подготовки, принятия и реализации политических решений представляется целесообразным определение структурных характеристик и внутренних проблем анализа.
Прикладной политический анализ можно рассматривать как специфическую политико – инженерную работу, хотя четко проработанные схемы такого анализа отсутствуют и практикующие политологи в ходе накопления опыта эмпирически приходят к тем или иным технологиям проведения прикладного политического анализа. Политолог – практик становится информационным технологом, конструктором управленческих решений, не всегда ассоциирующим себя членом лишь одной академической дисциплины.