Политическое управление: Курс лекций

Автора: , | Год издания: 2006 | Издатель: Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь | Количество страниц: 214

Политические процессы в социально-экономической и гуманитарной сферах

Стержнем процессов в социально-экономической и гуманитарной сфере являются: формирование эффективного социального государства, последовательный переход к социально ориентированной рыночной экономике. Социальное государство в условиях социально ориентированной рыночной экономики означает высокий уровень развития научного, образовательного и культурного потенциала белорусского государства. Главное предназначение политико-управленческих процессов в социально-экономической сфере состоит в регулировании и активном взаимодействии с субъектами хозяйствования в процессах экономической деятельности, в том числе по вопросам получения и распределения дохода, с учетом общественных гуманитарных потребностей. В Республике Беларусь наука, образование, культура становятся стратегическими факторами социально-экономических процессов, обеспечения устойчивого развития. Логика развертывания политико-управленческих процессов в социально-экономической и гуманитарной сфере происходит при учёте исторического, экономического, культурного опыта и традиций белорусского народа. В итоге общественное сознание и наука подошли к пониманию особенностей Беларуси в современных условиях, получивших определение «белорусская модель развития», которая сводится к следующим характерным особенностям: Во-первых, это – сильное государство. Сильное государство в условиях политического реформирования противодействует проявлениям негативных процессов, обеспечивает общественный порядок и личную безопасность граждан. Именно сильное государство позволило остановить разрушение белорусской экономики в первой половине 1990-х гг. ХХ в., катастрофическое обнищание населения, деградацию науки, образования и культуры. Причем сильное государство в Беларуси – залог формирования гибких технологических моделей централизации и управления обществом, нацеливание на удержание себя в известных границах через активизацию деятельности граждан, структур гражданского общества по реализации государственной политики. Эффективность государственной политики в социально-экономической сфере проявляется в политико-управленческой институализации, означающей оформление и закрепление с помощью обязательных правил и норм экономической деятельности. Важнейшее качество, приобретаемое при этом белорусской политической системой – это стабильность, то есть способность к преобразованиям и дальнейшему развитию.

Важным компонентом сильного государства является институт президентской власти, персонифицируемый Президентом Республики Беларусь, который занимает доминирующее положение в системе органов государственной власти. Президент Республики Беларусь, призван в рамках своих задач, объединять другие ветви власти, способствовать их согласованному и эффективному сотрудничеству.

Другой компонент сильного государства проявляется в сфере взаимоотношений государства и экономики. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики – важнейший критерий сильного государства. По оценкам специалистов, современным экономическим процессам в Республике Беларусь присуща общая тенденция замедления динамики экономического развития, что связано, прежде всего, с замедлением темпов экономического развития Российской Федерации, обострением конкуренции на российском рынке, росте цен на нефть, газ, в целом, рецессией в экономиках ведущих стран. Помимо внешних, имеется ряд внутренних причин. Продолжает оставаться значительным удельный вес убыточных предприятий в республике. По оценкам специалистов, их насчитывается порядка 30 %. Наибольший процент убыточных предприятий насчитывается в Витебской, Могилевской областях. Наиболее убыточной отраслью продолжает оставаться сельское хозяйство. Остается низкой рентабельность реализованной продукции, работ и услуг. Вырос уровень запасов готовой продукции. Увеличилась просроченная кредиторская задолженность. Вместе с тем, в Республике Беларусь продолжаются динамичные процессы на экономико-институциональном уровне, свидетельством тому стало акционирование ряда крупных предприятий («Нафтана», «Полимира», «Азота», «Химволокна» (Гродно), «Белшины», Могилевского и Светлогорского ПО «Химволокно», ПО «Горизонт»).

Во-вторых, это – сильная социальная политика, характерной чертой которой является соотнесение социально ориентированной экономики с повышением эффективности её инвестиций в развитие человеческого потенциала. Социальные программы белорусского государства направлены на реализацию главной стратегической цели – повышение уровня жизни всех граждан и приближению их благосостояния к уровню экономически развитых государств.

Важнейшие политико-управленческие процессы сопровождают развитие сферы образования Беларуси. Так, сохранено лучшее, что было достигнуто советской школой. А именно. Доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Для решения проблем инновационного характера разработана Концепция развития науки в Республике Беларусь, которая основывается на признании науки важнейшим национальным достоянием страны и одним из главных факторов роста благосостояния народа, решения социальных проблем, повышения уровня образования и культуры, укрепление белорусского государства.

Политико-управленческие процессы в сфере культуры развиваются в направлении государственной поддержки культуры для обеспечения необходимых условий политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан Республики Беларусь. Государственная политика в сфере культуры направлена на сохранение историко-культурного наследия, поддержку национальной и самобытной культуры, сохранение и развитие белорусского и русского языков как государственных и нациообразующих языков, развитие художественного любительского и профессионального творчества, освоение и сохранение народного фольклора, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел, сохранение и поддержка уникальных традиций белорусского народа с учетом интересов и поддержкой граждан других национальностей, проживающих на территории Республики Беларусь.

В третьих, это – идеология белорусского государства, консолидирующая общество и мобилизующая его на построение сильной и процветающей Беларуси. Идеология белорусского государства созревает в недрах народного сознания. Она зиждется на любви к своей земле, уважении к людям и гордости за свое Отечество. Народное сознание лежит в основе того, что можно назвать духом, душой, ментальностью народа. Выделяют такие ментальные характеристики, зафиксированные в исторической жизни белорусского народа, как: чувство братскости с русским народом; единство образа жизни, территориальной целостности, культурной и цивилизационной общности; признание сильной государственной власти, эволюционности преобразований, ориентации реформ на широкие слои населения, уважительное отношение к историческому прошлому страны, приверженность делу европейской и международной безопасности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества. Другим важным компонентом идеологии белорусского государства является патриотизм. Патриотизм связан со строем чувств, мыслей и действий человека, направленных на служение интересам и защиту Отечества, направлен на созидание и содержит мобилизующее начало. Высокий патриотизм – краеугольный камень идеологии белорусского государства, общего дома, имя которому Беларусь.

Таким образом, политико-управленческие процессы в социально-экономической и гуманитарной сфере характеризуют белорусскую модель развития, проявления которой находят в сильном государстве, сильной социальной политике, а также идеологии белорусского государства – той концептуальной основе, которая пронизывает все сферы общественной жизни, наполняет государственные программы новым содержанием. Один из таких программных документов – Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», (июль, 1995 г.) разработана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Этот документ, разработанный на основе глубокого анализа мировых и региональных социально-экономических, общественно-политических и гуманитарных процессов, позволяет научно обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек-окружающая среда-экономика».

Реализация данной стратегии предполагает смену парадигмы развития – переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества, мерилом богатства которого становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Причем социально-экономические и гуманитарные аспекты реализации национальной стратегии устойчивого развития становятся решающими.

Речь идет, во-первых, о построении высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктуры, действенными механизмами государственного (активная государственная поддержка крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития) и рыночного регулирования.

Во-вторых, постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами (обеспечивающих выход на мировой рынок), экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей и общественными организациями, с системой формирования всесторонне развитого человека – физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям.

В-третьих, воспитание высокообразованного, творческого человека и создание здорового нравственного климата в обществе. Это достигается, во многом, под воздействием культуры. Устойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его достижений в области культуры. В этих целях предстоит реализовать программы реставрации, реконструкции и сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа: дворцово-парковый ансамбль ХVI – XVIII веков в г. Несвиже, замковый комплекс в г. п. Мир Кореличского района, который по решению ЮНЕСКО был внесен в список памятников всемирного природного и культурного наследия, и завершить строительство нового здания Национальной библиотеки Республики Беларусь. Конкретизация стратегических общегосударственных приоритетов устойчивого развития в следующие пять лет определена в Послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Белорусскому народу и Национальному собранию. Это, во-первых, всестороннее гармоничное развитие человека (здоровье, образование, рост благосостояния) и обеспечение принципа социальной справедливости. Во-вторых, инновационное развитие национальной экономики. В-третьих, наращивание экспортного потенциала на основе повышения конкурентноспособности продукции и услуг. В-четвёртых, энерго - и ресурсосбережение. В-пятых, развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села. При этом, подчеркивается в Послании, до 2010 г. стоит задача увеличить ВВП в полтора раза, среднюю заработную плату довести до 500 долларов, уровень малообеспеченности сократить в два раза. К 2009 г. должна быть сбалансирована внешняя торговля и обеспечен выход на устойчивое положительное торговое сальдо[7].

Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе обусловили необходимость адекватного реагирования и противодействия угрозам интересам устойчивого развития, которые характеризуются ужесточением конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта. Более мощные в экономическом отношении государства стремятся диктовать условия остальным странам. Противодействие угрозам, в значительной степени, зависит от самой белорусской экономики. В этих условиях экономический потенциал превращается в материальную основу национальной безопасности Республики Беларусь.

Как показывает мировая практика, укрепление экономического потенциала и обеспечение социально-экономической безопасности – это гарантия независимого существования государства, одно из главных условий эффективной жизнедеятельности общества, его стабильности, способности к устойчивому развитию. Социально-экономическая безопасность составляет основу национальной безопасности Республики Беларусь и проявляется в состоянии развития социальной сферы, экономики и их институтов. Защита национальных социально-экономических интересов от внутренних и внешних угроз зависит от многомерного пространства позитивных оценок функционирования предельных параметров и характеристик социально-экономических процессов в целом, выход за пределы которых вызывает негативные последствия вплоть до разрушения социально-экономической системы и ее подсистем. Предотвращение такого выхода в критические (катастрофические) зоны составляет стратегическое направление политико-управленческих процессов в социально-экономической и гуманитарной сфере.