Основы политологии: теоретико-методологические проблемы

Автор: | Год издания: 1993 | Издатель: Ростов н/Д: Феникс | Количество страниц: 544

Политика — объект политологии как науки

В обществознании издавна признается (это идет еще от Макиавелли), что политика — самостоятельная область деятельности людей с собственными принципами и законами, отличными от принципов и законов, скажем, экономики. Однако понимание политики остается и поныне разноречивым, многообразным, что объясняется, по-видимому, сложностью и многогранностью самой политической реальности.

Нередко к политике относят все формы социальной активности по производству и распределению материальных и духовных ценностей и усматривают в каждом социальном явлении политический аспект. Встречаются также представления, согласно которым политическое идентифицируется с любыми властными отношениями, будь то семейные или административные. Изначально же исторически понятие политики связывалось с государством, государственным устройством, властью и управлением общественными делами с помощью публичных властных институтов и определенных норм. Само понятие «политика» восходит к древнегреческому слову «polis», то есть город — государство или общественное устройство. В современной литературе научное понятие политики чаще всего означает деятельность социальных групп и иных сообществ, представляющих их государственных и общественных организаций по осуществлению общих интересов и коллективных целей. Политика включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами. Политические действия и отношения образуют механизм выражения и осуществления общих интересов и общей воли, механизм регулирования и разрешения социальных противоречий и конфликтов.

Политика — это самостоятельный мир, отличный от других сфер общественной жизни. Он охватывает государственные и иные общественно-политические организации, механизмы государственной власти и властеотношения, правовые институты, партийные системы, политическую культуру общества и многое другое, что связано с принятием и реализацией политических решений. В этом многообразном мире политической жизни политология вычленяет свой предмет исследования. Его составляют проблемы сущности и специфики политики как особой области деятельности и общественных отношений людей, их организаций и институтов, ее объективных законов, возможностей, целей и средств. Политология занимается исследованием особенностей субъектов политики, специфики их действий, связанных с формированием и реализацией общих потребностей и интересов, прежде всего больших социальных групп. Предмет данной науки включает «выявление условий, орудий, компонентов, пределов политического действия, политического поведения, политической жизни»2.

Характеризуя предмет политологии, следует иметь в виду ее отличие от политологии как учебной дисциплины. В первом случае речь идет об изучении самой политической реальности. Во втором — об освоении накопленного знания об этой реальности. Учебная дисциплина есть прежде всего рефлексия политических знаний, осмысление их собственных форм и предпосылок. Сказанное не означает, что изучение политологической науки оторвано от реальной политической практики. Напротив, освоение системы знаний о политике только и возможно на основе осмысления живого процесса политической жизни.

Некоторые ученые, в частности польские авторы монографии «Элементы теории политики», ограничивают предмет политологии теорией «политической субъективности»3, обоснованно делая акцент на специфике политики как субъективного фактора. Такое понимание созвучно с известным толкованием политики как науки и искусства. Вместе с тем ограничение предмета политологии только вопросами изучения политической субъективности грешит известной односторонностью, поскольку остается за кадром политическая объективность. Сужение ее предмета создает опасность ограничения изучения политики анализом политологических доктрин, идеалов, социально-психологических аспектов поведения политических субъектов, что лишает возможности понять подлинные источники и движущие силы политических процессов.

Политика, конечно же, не сводится к идеям и доктринам. Она является специфическим видом социально-исторической практики, имеет свою объективную логику. Поэтому познание объективной стороны, общих связей и взаимодействий в политической сфере, по крайней мере, не менее важно, чем изучение стороны субъективной. Политология представляет систему развивающихся знаний, которую образуют история политической мысли, теория политики (назовем условно — общая политология), прикладная политология.

Содержание политологии как теории политики образует ряд блоков: методология и методы изучения политики; знание о сущности и содержании политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений, субъектах политики, движущих силах и мотивах их действий; обоснование целей, задач и сущности политической власти; учение о политических системах, закономерностях и принципах их функционирования и развития; теория политического сознания и политической культуры.

Сердцевина, теоретико-содержательное ядро политологии — учение о власти, а также система взаимосвязанных концепций, объясняющих механизм становления и реализации политических отношений4.

Политология не исчерпывается общетеоретическими проблемами. Ее содержание составляет также анализ структур, функций и механизмов политической системы и ее отдельных элементов. В первую очередь — государства и политических партий. Существенное значение придается изучению политики через ее взаимодействие с социальной средой, в том числе осмыслению механизмов влияния на политику общественно-политических, национальных, других общественных движений и организаций, что составляет политическую социологию, т. е. срез анализа политики в плане места и роли в ней человека5.

Наряду с теоретическими знаниями политология включает и прикладное знание о технологии политической деятельности, приемах и мотивах политического поведения. На этом уровне важное значение приобретает анализ роли личности в политике.

Политическая наука разрабатывает свой понятийный аппарат. Наиболее общая категория — «политика». Она конкретизируется в понятиях: политические отношения, политическая деятельность, политическое сознание. Средоточием политических отношений и деятельности являются государство и другие политические институты, образующие политическую систему. Понятие «политическая система» коррелирует с понятием «гражданское общество» и раскрывается в ряде соподчиненных ему понятий: политический институт, политическая партия, общественные организации и движения, бюрократия, политический режим, класс-гегемон, правящая элита, демократия, диктатура и другие. Рассмотрение политических систем в их действии и динамике находит выражение в понятии «политический процесс» и обозначающих его компонентах и аспектах: функционирование политической системы, политическая реформа, политическая революция, политический конфликт и кризис и другие. Блок понятий описівает политическую деятельность и отношения: субъект и объект политики, политические потребности и интересы, формы и методы политического руководства, политическая стратегия и тактика, политическое поведение, политическое лидерство и т. д.

Описание понятийного аппарата политологии было бы далеко не полным, если не отметить систему понятий, характеризующих качественную сторону политической реальности — политическую культуру. Это политическое сознание, политические ценности, принципы, традиции и нормы, позиции, политическая социализация, политическая активность, политическое отчуждение, конформизм, а также ряд других понятий, отражающих существенные стороны тех или иных типов политических культур и их модификаций.

Политике присущи свои объективные законы, о существовании которых высказывали гипотетические сулсдения еще некоторые мыслители эпохи буржуазных революций. Эта важнейшая философская идея получила научное обоснование в марксизме. Законы политологии фиксируются соответствующими категориями и выражают объективно необходимые и общие для системы политических отношений формы связей между субъектами отношений, а также различными моментами и видами властных отношений и деятельности. В рамках вводной лекции можно ограничиться указанием на две группы объективных законов, изучаемых политологией: общие для любых типов политических систем и специфические законы, свойственные определенным типам систем. В числе общих законов — зависимость типа политической власти от характера социально-классовых отношений, неразрывная взаимосвязь политической и экономической власти и другие. В качестве специфических законов выступают, например, такие формы существенно необходимых связей в политических системах, как единство и разделение властей, легитимация политической власти.

Вопрос о предмете и содержании политологии как науки относят к числу дискуссионных. Причем не только в отечественной, но также в зарубежной литературе*. Разнообразие точек зрения весьма велико: от отрицания науки о политике до по существу неограниченного расширения круга ее проблем за счет включения как общетеоретических вопросов политики, так и множества частных вопросов, связанных с деятельностью трех основных видов власти, анализом различных направлений политики государства, наконец, административным управлением.

Группа экспертов ЮНЕСКО в своей резолюции, принятой в 1948 г., предложила перечень изучаемых политологией вопросов по следующим четырем темам: 1) политическая теория (с включением истории политических идей); 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а Также тех социальных сил, которые данные институты создают); 3) партии, группы и общественное мнение. Группы давления, выборы, информация и пропаганда; 4) международные отношения. Позже пункты 2 и 3 стали объединяться под общим названием «политическая социология», а часть пункта 2 выделилась под названием «административные науки». В настоящее время согласно Ф. Бро для политолога представляют интерес три сферы: 1) политика, определяемая как курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формулированию задач (например, международная политика, торговая политика и т. д.); 2) политика, понимаемая как конкретная сфера, где отдельные люди и политические образования ведут борьбу за завоевание государственной власти; 3) политика, рассматриваемая более широко, а именно, как искусство управлять людьми в обществе. Подлинный предмет науки, подчеркивает французский политолог, — «это изучение сферы политики без вторжения на территорию остальных наук о человеке»5.

Широко обсуждается и разноречиво трактуется вопрос о политической философии и политологии6 Понимая первую как главным образом размышление о сути и смысле политики, соотношении объективного и субъективных моментов в ней, ряд авторов (в частности, американских) противопоставляет политическую философию политической науке. Другие же, например, многие итальянские политологи, считают, что из взаимодействия между политической наукой (политологией) и политической философией возникает новая политическая теория, способная к анализу современной, становящейся все более сложной политической реальности7. По сути дела здесь речь идет о границах политической науки. Исключение из нее политической философии означало бы сведение политологии к изучению лишь специфических проблем и частных политических интересов. Напротив, видение политологической науки, имеющей в качестве своей составной части политическую философию, расширяет ее понимание, изучение природы и сущности политики.

Политическая теория, считает известный американский политолог Д. Хелд, должна заниматься как теоретическими проблемами, так и анализом живой практики, философскими вопросами (наряду с орга-низационными и инструментальными). «Эффективная политическая теория предполагает сочетание философского анализа принципов с эмпирическим толкованием политических процессов и структур»8.

В дискуссии о предмете политологии, в том числе по вопросу о соотношении политической философии и политологии, различении политической теории и политической науки, отражается практическое функционирование политологии в существе. Так, если в ФРГ в 50-е и в начале 60-х гг. преобладали филосо-фо-теоретические исследование политической жизни, то в последнее десятилетие политологи стали все больше переключаться на эмпирические исследова ния. Отсюда сознательное сужение границ политологии и ограничение ее задач. В частности, некоторые авторы выступают против притязаний политологии на универсальное понимание и объяснение политики и сводят политические науки к анализу конкретных политических субъектов в конкретных ситуациях.

Неоднозначная трактовка предмета политологии связана также с происходящей дифференциацией политических дисциплин. На эту тенденцию указывает, в частности, экс-президент международной ассоциации политических наук К. Бейме9.

Она отражена, в частности, в трех определениях предмета политологии, обозначенных в некоторых учебных пособиях:

— как общей теории политики, самостоятельного ядра в системе многочисленных политических наук;

— как политической социологии;

— Как комплекса знаний о политике, общей интеграционной науки о политике, включающей в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию й все другие поли тические дисциплины. Последнее соответствует прак тике преподавания политических дисциплин в ряде европейских стран и интерпретациям предмета политологии, которые даются во многих зарубежных словарях и пособиях, используемых в качестве учебников в вузах10.

В нашем курсе лекций отдается предпочтение первому из обозначенных определений политологии.