Автор: Зеркин Д.П. | Год издания: 1993 | Издатель: Ростов н/Д: Феникс | Количество страниц: 544
Анализ политики как социальной реальности предполагает выяснение ее объекта, границ и соответственно критериев политического. Вообще речь идет об объективной стороне политики.
Что является объектом политической деятельнос-ти и отношений? Возможно ли очертить границы действия политики? Иными словами, всякий ли вопрос общественной жизни включается в сферу влияния политических институтов? Любую ли экономическую, социальную или идеологическую проблему можно и нужно относить к числу политических проблем или, по крайней мере, связанных с политикой?
На все поставленные вопросы следует дать один ответ: отрицательный. Исторический опыт убедительно доказал, что глобальная политизация общественной жизни — свойство тоталитарных систем, сковывающих естественное, объективно необходимое развертывание различных сфер общества. В демократических системах объектом политики выступает только то существенное в жизнедеятельности людей, что связано с интеграцией социальной целостности (нации, класса, общества, государства, партии или иной социальной организации). Это прежде всего выражение, защита и реализация всеобщего интереса. Судьбы человечества как такового, любого конкретного общества как единого организма, существование и развитие данного государства, нации как органического целого с ее культурой, определенного класса как господствующей или стремящейся к господству общности партии как политической организации, той или иной социальной общности, положение и роль человека как самоценности — все это включается в рамки объектов политики, выступает политической объективностью. Следует еще раз подчеркнуть, что говоря о политике как выражении общих социальных интересов, мы тем самым отнюдь не оставляем в стороне особенные, в т. ч. индивидуальные, интересы людей. Общие интересы — не что иное, как аккумулированные воедино интересы человека, его блага, подъема его культуры, обеспечения свободного самовыражения и развития каждого члена социума.
За целым (обществом, нацией, классом) не теряется бытие части: отдельной личности, малой группы, трудового коллектива, семьи. Но их жизнедеятельность в той мере становится объектом политики, в какой, во-первых, государство берет на себя ответственность за обеспечение надлежащих условий для жизнедеятельности каждого; во-вторых, поскольку это связано с существованием самого целого (общества, государства и т. д.), отражает и реализует потребности и интересы общественной системы. Забота о благе человека, скажем, является неотъемлемой чертой деятельности государства, провозгласившего себя приверженцем гуманистических идеалов. Это его принцип. Реализация данного принципа — необходимое условие бытия такого государства. Отсюда вытекает определение как политического любого социального вопроса, то есть вопроса, связанного с обеспечением благосостояния и свободной жизнедеятельности народа в целом, каждой его части и отдельных граждан, независимо от их национальной или какой-либо иной общественной принадлежности.
Таким образом, объект политики — социальные группы и общности как целое, их интересы. Политическое управление и власть служат средством обеспечения совместной, более или менее согласованной, деятельности всех социальных групп и организаций, всех членов общества по осуществлению их общих потребностей и интересов, или же интересов господствующих групп, объявленных общесоциальными, обязательными. Политика (деятельность, отношения, власть) объективно призвана интегрировать в определенных рамках целостность общества, а также единство его составляющих групп как необходимое условие жизнеспособности существующей общественной системы и ее прогресса. Отсюда ясно, что сфера политики включает в себя все, что обеспечивает или, наоборот, препятствует, реализации общих интересов социальных групп и сообществ, все, что связано с человеческими ценностями: свободой, социальной справедливостью, социальным процессом.
Теоретически и практически важен вопрос о границах сферы политики. Отмечая, что не все явления общественной жизни людей охватываются политикой, следует обозначить ряд аспектов этой проблемы. Прежде всего, ограничение влияния политики обусловливается бытием разнообразных общественных организаций или социальных ячеек, функционирующих на основе саморегуляции.
Их развитие, естественно, ограничивает сферу политики, но отнюдь не снижает ее роли. Скорее наоборот. Чем активнее и стабильнее такие организации в обществе (например, трудовые ассоциации), тем весомее роль политических факторов в согласовании их деятельности. Определение сферы действия политических институтов — государства, партий и др. — прямо связано с разграничением функций государственного управления и самоуправления, с учетом экономических и социальных механизмов саморегуляции, вместе с тем — с необходимостью влияния на экономическую и социальную сферу.
В политической практике и идеологии проявляются крайности двоякого рода. В настоящее время в условиях нашей страны на первом плане остается, как и прежде, политизация всех сфер общественной жизни. Причины: а) последствия сталинизма, когда политика рассматривалась всемогущим орудием общественного строительства; б) происходящий в России переход к новой политической и экономической системе. Другая крайность — негативная реакция на идеологию и абсолютизацию политики: недооценка политической значимости развертывающихся экономических, социальных и духовных преобразований; уход от объективного анализа политических последствий коренной ломки общественных отношений.