Автор: Зеркин Д.П. | Год издания: 1993 | Издатель: Ростов н/Д: Феникс | Количество страниц: 544
Обозревая политическую историю современного мира, трудно обойти вниманием такие феномены, как политические партии и общественно-политические движения и организации. Политическая жизнь в цивилизованных странах немыслима без этих институтов и массовых объединений. Во всех развитых или развивающихся странах выбор целей и задач общественного прогресса, интеграция их в практическую политику лежит на плечах той или иной политической партии. Через партии и общественно-политические движения осуществляется участие масс в управлении общественными делами.
Понять всякую демократию, считал русский политолог Острогорский, можно лишь изучив политическое поведение масс и представляющих их организаций — партий и общественных организаций, находящихся за пределами правительственной сферы.
Цель данной лекции — проанализировать специфику партий и общественно-политических движений как элементов политической системы и одновременно гражданского общества, рассмотреть их роль и место в качестве органов и форм осуществления демократии.
В числе приоритетных вопросов темы: основные концепции политической партии; функции и типологии партий; партийные системы и их влияние на характер организаций и политических режимов.
Партиям, а также современным общественно-политическим движениям посвящена разнообразная литература: от научной до художественно-фантастической. Профессор Н. В. Романовский пишет, что за 60-70-е гг. почти половина зарубежных публикаций — по политическим партиям1. В понимании их в современной литературе представлены различные, порою противоположные подходы. В гносеологическом плане, а тем более в социальном, это вполне объяснимо: познание объективной истины, тем более, если речь идет о политических организациях, всегда процесс противоречивый и в значительной степени зависящий от мировоззрения и позиций познающего субъекта. Исследуя данную проблему, как и любую другую, надобно иметь в виду, что монополии на истину в науке не существует. Гарантирует постижение истины только объективность рассмотрения предмета. И ничего более.