Автор: Ахременко А.С. | Год издания: 2006 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 333
Работа политического аналитика и прогнозиста требует весьма тщательной и основательной подготовки. Такая подготовка осуществляется в соответствии с определенной научной процедурой — разработкой программы и рабочего плана исследования. Положения программы исследования отвечают на три основных вопроса:
•Что подлежит изучению? (Какая проблема находится в центре внимания исследователя?)
• Чего следует добиваться? (Какие цели преследовать, каковы основные и промежуточные ожидаемые результаты?)
• Как достичь поставленных целей? (Какова стратегия исследования, через призму какой теории мы ее рассматриваем, какими методами воспользоваться и в какой последовательности, какими источниками информации оперировать?)
Таким образом, программа исследования представляет собой концептуальную (теоретико-методологическую) и методическую основу всей дальнейшей работы, от продуманности программы напрямую зависит успех исследования.
Рабочий план исследования отвечает на вопрос: каким конкретно образом реализовать программу исследования в рамках имеющихся у исследователя возможностей? Рабочий план соотносит поставленные цели и задачи исследования с имеющимися временными, финансовыми, кадровыми и иными ресурсами, оформляет последовательность операций в четкий план-график работы. Если программа является методологической и методической основой исследования, то рабочий план — ее организационная основа.
Программа исследования в соответствии со своими функциями включает два основных раздела: методологический и методический (процедурный). Основными положениями методологической части являются:
• формулировка проблемы, объекта и предмета исследования;
• постановка цели и задач исследования;
• определение парадигмального подхода и выбор теории;
• операционализация понятий и конструирование переменных;
• формулирование гипотез исследования. Методическая часть включает:
• определение методов сбора данных и характеристик информационного обеспечения;
• определение методов анализа данных и последовательности их применения.
Указанные позиции можно рассматривать также как этапы составления программы исследования, но с определенной оговоркой. На практике процесс формирования программы итеративен, как и политический анализ в целом; он не движется линейно, предполагая возвращение к ранее пройденным этапам. Так, определение концептуального подхода к проблеме может повлечь корректировку цели исследования, формулирование гипотез — уточнение операционализации понятий и т. д. Некоторые этапы работы, например определение парадигмы и теории, конструирование переменных и формулирование гипотез, в реальности идут почти параллельно.
модели политического поведения. Однако в реальности мы наблюдаем, что часть этой группы ведет себя иным образом, нежели мы ожидали. Следовательно, должен действовать неизвестный нам фактор С, влияющий на поведение данной части группы. Каков этот фактор? И почему он избирательно действует только на часть данной группы?»
Задавать «правильные» вопросы — чрезвычайно полезный способ осмысления проблемы как теоретического, так и прикладного исследования. В прикладном исследовании проблема — это всегда чья-то проблема: конкретного клиента, политического института или государства в целом. Прикладное исследование в конечном счете всегда ориентировано на поиск решения проблемы — устранение конкретного противоречия в политической действительности. И вопросы, которые исследователь задает себе при осмыслении прикладной проблемы, отличаются от вопросов теоретического исследования.
«Теоретические» вопросы | «Прикладные» вопросы |
Какие факторы обусловливают уровень протестных настроений в обществе? | На какие факторы и каким образом следует воздействовать, чтобы снизить уровень протестных настроений в обществе? |
Какая связь существует между конкретными условиями жизни людей и их электоральными предпочтениями? | Какую политическую программу следует предложить, чтобы данная группа в данных конкретных условиях проголосовала за определенную политическую партию? |
Что является мерой эффективности представительных институтов власти? | Как повысить эффективность работы данного представительного института власти? |