Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие

Автор: | Год издания: 2006 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 333

Опрос

Опрос является практически незаменимым методом в ситуациях, когда в задачи исследования входит получение информации о мнениях людей по определенным политическим вопросам, их отношении к тем или иным политическим акторам, решениям, проблемам.

Ключевым инструментом опроса является, разумеется, вопрос. От того, насколько корректно сформулированы вопросы, насколько они понятны респонденту (опрашиваемому), в очень значительной мере зависит успех исследования.

По форме вопросы разделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытый вопрос предполагает формулировку ответа самим респондентом. Например, чтобы выяснить, за какую партию респондент голосовал на последних парламентских выборах, мы просто спрашиваем его: «За какую партию вы голосовали на выборах депутатов Государственной думы в декабре 2003 года?» Закрытый вопрос содержит полный перечень возможных вариантов ответа, респонденту остается лишь выбрать один из них. Например:

«Как часто вы участвовали в выборах за последние 5 лет?»

1. Всегда, практически всегда.

2. Редко.

3. Никогда.

4. Затрудняюсь ответить.

Важнейшее требование, предъявляемое к закрытому вопросу, состоит в том, чтобы предлагаемый отвечающему перечень был исчерпывающим.

Полузакрытый вопрос также содержит варианты ответа, но при этом оставляет респонденту возможность сформулировать ответ самостоятельно, если ни один из предложенных вариантов не соответствует его позиции. Например:

«За какую партию вы голосовали на выборах депутатов Государственной думы в декабре 2003 года?»

Против всех

«Родина»

СПС

«Единая Россия»

ЛДПР

Иное

КПРФ

«Яблоко»

Затрудняюсь ответить

Такой вопрос не имеет смысла делать закрытым, поскольку в этих выборах приняли участие 23 партии и перечень получился бы слишком длинным и неудобным для восприятия. Поэтому в список вариантов ответов внесены партии, набравшие наибольшее число голосов. Пункт «Иное» добавлен для тех немногочисленных респондентов, которые голосовали за другие партии.

Вопросы также подразделяются в соответствии с функцией, которую они выполняют в процессе опроса. Содержательные вопросы непосредственно служат достижению цели и решению задач исследования. Функциональные вопросы способствуют оптимизации процедуры исследования. Среди функциональных вопросов выделяются, в частности, контрольные вопросы, тестирующие искренность, внимательность или (реже) компетентность респондента. В простейшем случае контрольный вопрос представляет собой уже заданный содержательный вопрос в иной формулировке. Разные ответы на идентичные или очень схожие по смыслу вопросы наводят на мысль о неискренности или невнимательности респондента.

Другой вид функциональных вопросов — вопросы-фильтры. Они позволяют выделить тех респондентов, которые непосредственно интересуют исследователя. Например, если мы изучаем электорат партии «Яблоко», первым в опроснике будет вопрос-фильтр: «Голосовали ли вы за партию "Яблоко"?» При отрицательном ответе процедура опроса прекращается. Бывают также ситуации, когда в рамках одного опроса имеются разные наборы вопросов для разных групп респондентов (например, отдельные блоки вопросов для лиц старшего, среднего, младшего возраста). В данном случае вопрос о возрасте респондента будет также выполнять функцию вопроса-фильтра.

Кроме того, существуют адаптационные вопросы, выполняющие функцию адаптации респондента к самому процессу опроса. Они, как правило, имеют содержательную нагрузку, но также служат вовлечению отвечающего в беседу на интересующие исследователя темы. Соответственно, адаптационные вопросы обычно предшествуют наиболее существенным для исследования содержательным вопросам.

Отдельную группу составляют вопросы, относящиеся непосредственно к личностным и социальным характеристикам респондента. На социологическом жаргоне совокупность таких вопросов получила название паспортички. К основным пунктам паспортички в политических исследованиях относятся:

1. Пол респондента.

2. Возраст респондента. Указывается либо число полных лет, либо принадлежность к определенной возрастной группе (например, от 18 до 35, от 36 до 55, старше 55).

3. Уровень образования. Как правило, вопрос является закрытым и содержит следующие варианты ответов: ниже среднего; среднее; среднее специальное; незаконченное высшее; высшее; отказ от ответа.

4. Род занятий респондента. Получить информацию по данной позиции не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, некорректно задавать вопрос «Кто вы по профессии?», так как в данном случае респондент, скорее" всего, назовет свою специальность по образованию, которая может не совпадать с его сегодняшним родом занятий. Один из подходов к решению данной проблемы состоит в том, чтобы задать три вопроса, первый из которых является фильтрующим:

а) «Вы работаете в настоящее время?»

Работаю

>вопрос б

Не работаю

>вопрос в

б) «В какой сфере вы работаете?»

Государственное и городское управление, юстиция

Транспорт и связь

Общественные организации

Армия, МВД, ФСБ

Промышленное производство

Финансы и страхование

Торговля, общественное питание

Строительство

Сфера услуг (тур., рекл., консулы., юрид.)

Сельское и лесное хозяйство

Образование и наука, включая НИИ

Средства массовой информации

Здравоохранение и спорт

Жилищно-коммунальное хозяйство

Культура и искусство

Другое

в) «В чем причина того, что вы не работаете?»

Ищу работу

Занимаюсь домашним хозяйством

Не могу работать по состоянию здоровья

Нахожусь в декретном отпуске

Учусь, не могу совмещать учебу с работой

Нет желания работать

Нахожусь на пенсии по старости

Другое

5. Доход респондента. Здесь важно, с одной стороны, получить информацию об объективной составляющей измеряемого признака. Корректно это сделать с помощью открытого вопроса: «Каков был общий доход живущих с вами членов семьи (включая вас) в прошлом месяце в расчете на одного человека?» Несмотря на некоторую громоздкость этой формулировки и необходимость производить определенные вычисления, более простого способа, видимо, не существует. Размер дохода респондента сам по себе ничего не скажет об уровне его благосостояния. Так, домохозяйка или студент из обеспеченной семьи могут не иметь никакого самостоятельного дохода и при этом жить вполне благополучно.

С другой стороны, важно оценить субъективное восприятие респондентом своего уровня благосостояния. Для этого можно использовать два типа вопросов:

а) открытый вопрос: «Какой доход на человека, с вашей точки зрения, должен быть в семье, чтобы его можно было назвать средним?»
Полученный ответ сравнивается с ответом на вопрос об объективном уровне дохода, и таким образом выявляется оценка респондентом своего материального положения;

б) закрытый шкальный вопрос: «Выберите из предложенных формулировок ту, которая наиболее точно характеризует ваше материальное положение».

Варианты ответа могут быть такими:

• «У меня есть возможность удовлетворять практически все свои материальные потребности»;

•«Материальных трудностей в основном не испытываю, хотя и приходится экономить»;

• «Вынужден экономить даже на самом необходимом»;

• «Живу фактически в бедности, нищете».

Приведенные выше пункты составляют ядро паспортички опросного политического исследования. Общий критерий отбора признаков — их способность влиять на политическое сознание и поведение. Поэтому в опросах по политической тематике редко интересуются, например, семейным положением респондентов; на сегодняшний день эмпирические исследования не обнаружили влияния этого фактора на политические установки и действия. В то же время конкретный перечень вопросов паспортички будет определяться индивидуально для каждого опроса в зависимости от его цели и задач.

Личные данные о респонденте играют существенную роль в анализе результатов опроса, причем как в теоретических, так и в прикладных проектах. Предположим, по итогам исследования мы выяснили, что текущий уровень электоральной поддержки (рейтинг) нашего кандидата составляет 25%. Однако этой информации совершенно недостаточно для разработки обоснованной стратегии избирательной кампании, формулирования рекомендаций по эффективному продвижению кандидата. Мы не знаем, кто, собственно, эти люди? Как сторонники кандидата распределяются по возрастным группам, тендерному, образовательному, статусному признакам? Не имея такой информации, мы не в состоянии определить эффективные каналы коммуникации с этой аудиторией, социальные проблемы, в решении которых она более всего заинтересована.

Иными словами, требуется установить связь между отдельными переменными, характеризующими личность респондента и его политическое поведение. Например, мы можем установить, связана ли переменная «возраст респондента» с переменной «поддержка кандидата». Одним из практических способов сделать это является анализ таблиц сопряженности вроде следующей:

Половозрастные группы

Поддержка кандидата

В целом

муж. 18-34

муж. 35-54

муж. от 55

жен.

18-34

жен.

35-54

жен. от 55

А

50,0

45,3

45,2

52,4

46,8

61,1

45,6

В

14,5

5,3

9,8

33,7

1,9

3,8

31,8

С

7,2

2,8

7,1

2,0

6,7

12,6

7,6

Б

1,9

4,7

1,8

4,8

1,0

0,6

Е

1,2

1,6

2,5

2,5

1,0

Р

0,4

1,2

1,2

в

0,9

1,8

1,2

1,2

Против всех

2,6

2,8

3,4

2,0

3,5

4,2

Не участвовал

16,3

30.2

23,7

4,8

29,9

9,6

6,6

Затрудняюсь ответить

5,1

7,2

4,6

4,0

3,8

4,2

6,6

На основании такой таблицы уже можно получить гораздо больше информации. Например, среди электората кандидата В явно доминируют представители старшего возраста; кандидат А пользуется наибольшей поддержкой среди женщин от 35 до 54 лет и т. д.

Использование таблиц сопряженности не ограничивается соотнесением личных данных респондентов с их политическим поведением. Часто бывает необходимо проанализировать сочетания разных признаков, отражающих политическое поведение. Например, можно выяснить, насколько активен электорат данного кандидата, посмотрев распределение поддержавших его респондентов по группам активности участия в выборах (ответ на вопрос: «Как часто вы участвовали в выборах за последние 5 лет?»). Если выяснится, что электорат кандидата состоит в основном из пассивных избирателей, руководителям его избирательной кампании может быть рекомендована стратегия общего повышения явки в день выборов.