Автор: Ахременко А.С. | Год издания: 2006 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 333
Понятие «мозговой штурм» имеет в специальной литературе ряд синонимов. Так, употребляются термины «метод коллективной генерации идей», «мозговая атака», «брейнсторминг» (от англ. ЪгатзГогш — мозговой штурм). Мозговой штурм, как и Дельфи, относится к групповым методам экспертизы. При всей разнице в принципах и техниках организации взаимодействия экспертов их объединяет внимание к психологическим эффектам межличностного взаимодействия. И если в рамках Дельфи был выбран путь заочной управляемой коммуникации, то создатели мозгового штурма сделали ставку на достижение максимального психологического эффекта от очного взаимодействия группы экспертов.
Применение метода мозгового штурма выходит далеко за пределы собственно оценивания того или иного признака. Это в большей степени метод коллективного творчества, наиболее востребованный в ситуации дефицита свежих идей и решений. Брейнсторминг особенно эффективен тогда, когда существующие подходы не дают приемлемых путей преодоления проблемной ситуации и требуются принципиально новые, нестандартные установки. Соответственно, в решении прогнозных задач метод мозгового штурма наиболее эффективен при нормативном прогнозировании, когда прорабатываются альтернативные цели и альтернативные пути их достижения.
Ключевой принцип мозгового штурма основан на том, что задача генерирования новых идей и задача их анализа и оценки решаются раздельно, т. е.:
• функция генерации и функция анализа выполняются разными, причем не пересекающимися по персональному составу группами людей. Выделяются «группа генераторов» и «группа аналитиков»;
• реализация обеих функций разведена во времени: сеанс генерации идей предшествует сеансу анализа. Таким образом, процедура брейнсторминга четко структурируется в две фазы: сеанс генерации, осуществляемый соответствующей специальной группой, и аналитический этап, реализуемый другой специальной группой. Для каждой из этих фаз действует собственный комплекс правил.
Правила, регулирующие процедуру генерации идей, целиком ориентированы на достижение психологической атмосферы, максимально способствующей свободному высказыванию идей, которые любой участник сеанса считает нужным высказать. Действует установка, согласно которой среди большого числа идей с высокой вероятностью найдется хотя бы одна полезная, поэтому с ходу не отвергается ни одно предложение. Ключевым правилом сеанса генерации, в значительной мере определяющим специфику метода в целом, является запрет на любую критику.
На этапе п од гото в к и экспертизы формируется аналитическая группа, в задачи которой входит: а) обеспечить содержательную и организационную подготовку сеанса генерации; б) проанализировать его результаты и сформулировать итоговое заключение.
Прежде всего производится формулировка проблемы, которую будут решать участники сеанса генерации. В брейнсторминге она завершается созданием двух типов «конечного продукта»:
• проблемной записки — краткого текста, описывающего суть проблемы. В ряде случаев (в зависимости от характера проблемы и задач экспертизы) проблемная записка может содержать генезис проблемной ситуации, описание уже предпринимавшихся попыток ее преодоления, оказавшихся неэффективными, и т. д.;
• одного конкретного, ключевого вопроса, выражающего квинтэссенцию проблемы; этот вопрос станет непосредственным заданием участникам сеанса генерации.
Такой подход предъявляет не только организующие, но и содержательные требования к формулировке проблемы аналитической группой. Если проблема носит компонентный, сложносоставный характер, ее следует разбить на несколько подпроблем (осуществить декомпозицию проблемы), каждая из которых может стать предметом отдельного мозгового штурма. На один сеанс генерации идей следует выносить относительно простую проблему, «умещающуюся» в один вопрос, чтобы эксперты имели возможность полностью на ней сконцентрироваться. В противном случае велик риск, что сеанс генерации как бы «разбежится по разным рельсам»: одна часть группы будет обсуждать один аспект проблемы, другая — другой, и процедура будет неэффективной.
Следующая важная задача группы аналитиков — определить состав группы генераторов. В методе мозгового штурма эта задача решается в соответствии с весьма специфичными правилами.
Во-первых, жесткие ограничения накладываются на численность экспертов (генераторов). Оптимальным считается сеанс генерации, в котором принимают участие от пяти до двенадцати человек, но строго не более пятнадцати. Данное правило сформулировано на основе закономерностей, выявленных социальной психологией относительно малых групп: если количество членов группы существенно превышает двенадцать человек, она разбивается на несколько малых групп. В ситуации совместной генерации идей дробление группы на части будет препятствовать созданию кумулятивного эффекта коллективного творчества группы.
Во-вторых, в свойственном брейнстормингу подходе есть особое понимание требований, которые предъявляются к участникам сеанса генерации. Если в традиционных экспертных методах и в методе Дельфи эксперт — это человек, владеющий информацией по данной проблеме, то в мозговом штурме быть специалистом по рассматриваемому вопросу не только не обязательно, но и — во многих случаях — даже нежелательно. Основная функция эксперта в процессе генерации идей — выдвижение новых подходов, нестандартных предложений; у специалиста же зачастую присутствуют своеобразная «профессиональная зашоренность», элементы традиционности мышления, соответствующие сложившимся в данной предметной области стереотипам. Поэтому к участию в сеансе генерации часто привлекают людей, представляющих смежные или даже принципиально другие профессии и области знания. Такой подход обеспечивает не только ослабление традиционности мышления, но и возможность использовать результаты, достигнутые в других сферах общественной жизни. Бывают случаи привлечения к сеансу генерации детей, чье мышление максимально свободно от стереотипов.
Квинтэссенцию подхода, который используется в методе мозгового штурма, в какой-то мере отражает следующая история.
Во время Второй мировой войны английский флот нес большие потери от немецких торпед. Научные институты не смогли предложить эффективные средства защиты. Тогда в штабе собрали представителей всех отделов, служб и основных специальностей. Каждый должен был высказать любое предложение. Присутствующий синоптик высказал абсурдную мысль: при торпедной атаке собрать всех на один борт и дуть на воду. Образующееся при этом вихревое (турбулентное) движение воды будет отгонять торпеду. Находящийся там же физик подхватил идею, сказав, что создание такого движения логично поручить машине. Участник совещания — электротехник предложил сконструировать электроаппарат, создающий вихревое поле. Через несколько недель аппарат был 1 сконструирован.
Другой классический пример связан с физикой полупроводников: существовала проблема припайки золотых проволочек — очень тонких и тут же сгоравших. Присутствовавший на мозговой атаке дантист предложил метод вдавливания, применяемый в зубопротезном деле, и проблема была решена.
Группа генераторов должна по возможности состоять из людей, занимающих примерно одинаковое служебное и общественное положение. Весьма желательна также высокая коммуникабельность членов группы. Эти предпочтения обусловлены задачей обеспечения комфортной психологической атмосферы сеанса генерации. Наконец, члены группы не должны быть лично заинтересованы в определенном варианте решения проблемы — и уже тем более в отсутствии ее решения.
На подготовительной стадии мозгового штурма осуществляется материально-техническое обеспечение сеанса генерации идей. Эта работа во многом аналогична подготовке к проведению фокус-группы:
• необходимо отдельное помещение, в котором участники генерации чувствовали бы себя комфортно;
• организация пространства этого помещения должна способствовать созданию атмосферы психологической раскрепощенности, свободной коммуникации участников сеанса. В частности, как и при проведении фокус-группы, стулья (кресла) расставляются кругом или полукругом;
• обязательной является дословная фиксация всех высказываний. Соответственно, необходимо иметь звукозаписывающую аппаратуру, как правило диктофон.
В отличие от фокус-групп, для проведения сеанса генерации идей не требуются одностороннее зеркало и видеокамера. В брейнсторминге не важны мимика и пантомимика; важно то, что говорится экспертами.
Остановимся на особенностях сеанса генерации идей. Им руководит ведущий, называемый также модератором или медиатором, который является единственным представителем аналитической группы в рамках данного этапа работы. Модератор выполняет следующие функции:
•следит за соблюдением участниками сеанса основных правил, ключевым из которых является запрет на критику высказываемых суждений;
• устанавливает регламент и контролирует его исполнение. Несмотря на то что процедура сеанса генерации должна быть минимально «заорганизованной», регламент все же необходим. Прежде всего лимитирована должна быть продолжительность высказываний генераторов: обычно не более минуты на одну реплику. Этого достаточно, так как сеанс генерации не предполагает формулирования сколько-нибудь развернутой аргументации высказываемых идей. Пространные выступления одного или нескольких участников с высокой вероятностью приведут к тому, что другие генераторы утратят включенность в процесс дискуссии;
• следит за тем, чтобы дискуссия развивалась в рамках проблемного поля, заданного проблемной запиской и ключевым вопросом сеанса (последний должен быть перед глазами участников; например, его можно крупно написать на доске или на бумаге). Для вопросов, связанных с политикой, риск отхода от проблемного поля особенно велик. Нередко от решения конкретной проблемы группа переходит к обсуждению общих политических вопросов. Кроме прочего, это чревато возникновением конфликтных ситуаций, связанных с неизбежно различными политическими ориентациями участников сеанса генерации;
• не допускает «зацикленности» группы на одной конкретной идее. Важно количество и разнообразие высказанных мнений; должно быть как можно больше идей, ибо, согласно главной методологической предпосылке брейнсторминга, вероятность появления действительно ценной идеи прямо пропорциональна их общему числу;
•способствует созданию атмосферы свободного общения. Так, модератор должен пытаться поддерживать и развивать любую высказанную идею независимо от того, насколько уместной и ценной она представляется ему на данный момент;
• принимает решение об окончании сеанса генерации идей, который не имеет фиксированной продолжительности. Сеанс заканчивается тогда, когда его полезность очевидно исчерпана — этот момент и должен почувствовать модератор. В среднем сеанс генерации длится около 40 минут. Первые примерно 20 минут уходят на «разогрев», достижение состояния включенности группы в решение предложенной проблемы. В успешном сеансе генерации следующие 10 минут происходит так называемая «лавина идей», когда разнообразные предложения «сплошным потоком» продуцируются членами группы. В этот момент сеанс генерации достигает своего пика: как правило, именно тогда высказываются наиболее полезные идеи. Условием возникновения «лавины идей» является эффективное коллективное взаимодействие: мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться; генераторы идей должны как бы «раскачивать» друг друга. Собственно, интегральная задача модератора как раз и заключается в том, чтобы привести группу к состоянию «лавины идей».
Разумеется, модератор должен быть целиком беспристрастен, он ни в коем случае не должен пытаться навязывать участникам группы тот или иной взгляд на решаемую проблему.
Еще примерно в течение 10 минут происходит спад «коллективного творческого напряжения». Количество высказываемых предложений сокращается, начинается повторение сказанного ранее, и модератор принимает решение о прекращении сеанса.
Результатом сеанса генерации является перечень предложений по решению поставленной проблемы, который формируется на основе расшифровки диктофонной записи сеанса. При расшифровке ни одна идея не исключается, даже если производящему расшифровку сотруднику кажется, что то или иное высказанное предложение другими словами повторяет сказанное ранее. В целом важнейшим правилом анализа в рамках метода мозгового штурма является бережное отношение к результатам творческой работы группы генераторов, начиная с подготовки перечня предложенных идей и вплоть до формулирования итогового заключения.
На первом этапе аналитической работы осуществляется классификация всех высказанных идей. Они группируются в соответствии с некими содержательными принципами, которые в каждом конкретном случае будут зависеть от специфики решаемой проблемы.
Этап классификации отнюдь не является сугубо формальным. Задача аналитика — в процессе группировки идей разглядеть некие общие подходы, которые лежат за разнообразными формулировками. Зачастую именно общие подходы, а не конкретные предложения ложатся в основу разработки принципиально нового видения путей решения проблемы.
Второй этап — собственно отбор наиболее полезных идей для последующей углубленной разработки. На данном этапе в полной мере действует принцип бережливости по отношению к высказанным предложениям. Важная особенность этой работы заключается в том, что аналитики не выбирают из перечня самое ценное, а, наоборот, постепенно отказываются от явно бесполезного. Так, сначала отвергаются идеи, которые уже рассматривались и несостоятельность которых была доказана; затем — очевидно практически не реализуемые и т. д. В каждом случае аналитик должен понимать, что решение о «вычеркивании» той или иной идеи является чрезвычайно ответственным и должно приниматься как бы «неохотно». Как и в случае с классификацией идей, важно стремиться не столько понять идею буквально, сколько увидеть некий общий подход, который кроется за конкретным (нередко кажущимся абсурдным) предложением. Так, в якобы абсурдном предложении «дуть на воду, чтобы отогнать торпеду» сумели разглядеть вполне рациональный и практически реализуемый принцип создания вихревого поля.
Третий этап — формирование списка идей и подходов, признанных ценными, и их синтез. Как бы конкретно ни была поставлена проблема, высказанные предложения могут отражать разные аспекты ее решения. В некоторых случаях наибольший интерес может представлять именно комплекс решений, действий или подходов, а не каждый из них в отдельности.
Выделяются следующие модификации (разновидности) традиционного метода мозгового штурма:
• чередование пятиминутных мозговых штурмов с обдумыванием его результатов;
• чередование кратких (по 5-10 минут) периодов генерирования идей, дискуссии и группового принятия решений по частным аспектам решаемой проблемы с общей длительностью до 2 часов;
• последовательные этапы выдвижения предложений и их обсуждения (без резкой критики, но с оценками и дополнениями) и заключительный этап принятия решения.
Кроме того, существует особая разновидность брейнсторминга, именуемая деструктивным мозговым штурмом (иногда — критическим разносом). Его задача и, соответственно, комплекс основных правил по существу противоположны традиционному брейнстормингу. Объектом экспертизы является уже подготовленный документ, содержащий тот или иной способ решения определенной проблемы. Процедура генерации представляет собой выдвижение группой критических суждений относительно содержания документа, причем «защищать» его положения не разрешается. Иногда полезно применять деструктивный брейнсторминг в сочетании с традиционным: критическому штурму подвергается продукт аналитической группы, основанный на классической генерации идей.
Интерес представляет и такая модификация метода мозгового штурма, как операциональное творчество. Особенность этой методики состоит в том, что только группа аналитиков и модератор сеанса генерации знают истинный характер рассматриваемой проблемы, а группа генераторов обсуждает некую воображаемую ситуацию (например, из жизни на другой планете), что является дополнительной мерой ослабления традиционности мышления. Метод операционального творчества оказался особо востребованным в тех сферах, где сильны ограничения, связанные с секретностью разработок (ВПК, стратегическое военное планирование, национальная безопасность и т. д.).