Автор: Ахременко А.С. | Год издания: 2006 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 333
Адекватное понимание интересов акторов имеет огромное значение для создания корректной аналитической картины политической ситуации. Нередко подоплекой политических целей является не абстрактное стремление к власти, но необходимость защищать конкретные интересы в сфере контроля над определенными объектами собственности в производственной сфере, лицензиями на разработку недр и т. д. Например, анализируя участие в избирательной кампании в том или ином регионе представителей крупной алюминиевой финансово-промышленной группы (ФПГ), необходимо понимать, какую роль играют ее активы в данном субъекте Федерации в системе глобальных бизнес-интересов. Так, активы в области электроэнергетики будут иметь стратегическое значение для данного бизнеса, поскольку существенную часть себестоимости производства алюминия составляет стоимость электроэнергии. Соответственно, заинтересованность ФПГ в укреплении политических позиций в регионе будет носить долгосрочный и стратегический характер.
Понятие «цель» приобрело в системном анализе ключевое значение. Можно утверждать, что в основе системного подхода в управлении лежит идея представления совершаемых людьми действий в виде задач выбора целей или путей их достижения с учетом наилучшего использования имеющихся ресурсов. Академик Д. М. Гвишиани считал «формулирование целей и выяснение их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением и, в частности, с принятием решений», одной из сущностных черт системного анализа. Словосочетание «иерархия целей» отражает наиболее существенное в системно-аналитическом понимании данной проблемы: каждая система имеет одну или несколько целей, задачи же каждой из ее подсистем функционально подчинены данным целям. Таким образом, то, что на одном уровне рассмотрения является целью, на другом, более высоком, может оказаться только средством для достижения цели. Следовательно, каждая данная цель может оказаться лишь одним из элементов в большом ряду возможностей и альтернатив на пути, ведущем к достижению цели более общего характера. Здесь реализуется один из важнейших системных принципов — принцип иерархичности, утверждающий, что каждый компонент системы, в свою очередь, рассматривается как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы.
В рамках ситуационного анализа важно по возможности реконструировать иерархию целей каждого из политических акторов, опираясь на понимание их стратегических интересов.
Ресурсы политического участия
Потенциально набор ресурсов политической борьбы весьма обширен.
Выделим наиболее существенные из них:
Административный ресурс. Обеспечивается занятием политического актора или связанных с ним лиц определенной (как правило, руководящей) позиции в структурах власти, прежде всего исполнительной. «Дивиденды», получаемые от контроля над административным ресурсом, довольно многообразны, особенно в условиях российской политической культуры, и специфичны для многих регионов.
Например, в Москве при проведении избирательных кампаний административный ресурс обеспечивает «сетевые» каналы коммуникации с избирателями, завязанные на властную вертикаль (старшие по домам и подъездам, общественные организации ветеранов и инвалидов, комплексные центры социального обеспечения, учреждения образования и здравоохранения и т. д.). В условиях довольно низкой электоральной активности основной части населения такой ресурс имеет важнейшее значение.
В регионах, где имеются обширные труднодоступные территории, административный ресурс позволяет существенно сэкономить на транспортных расходах. Например, в Корякском АО с большинством населенных пунктов имеется только воздушное сообщение, а один час полета на вертолете стоит около 30 тыс. руб.
Информационный ресурс. Данный термин употребляют в трех основных контекстах. В первом случае имеется в виду возможность присутствовать в публичном информационном поле через контроль или дружественные отношения со средствами массовой информации. При этом СМИ могут использоваться не только для формирования общественного мнения в массовых политических кампаниях (например, избирательных), но и в рамках лоббистских кампаний для формирования мнения тех или иных элитных групп.
Во втором случае подразумевается ресурс, связанный с доступом к определенной информации. Тем более что в политике велика доля «теневых», непубличных процессов. Доступ к информации в данном контексте приобретает особое значение, так как способствует формированию более адекватного представления о ситуации и, как следствие, принятию более оптимальных решений.
В третьем случае говорят о ресурсе влияния на информационные потоки, стекающиеся к лицам, принимающим решения. Это ресурс сугубо лоббистского характера, и его роль в нынешней российской политической ситуации только возрастает. Так, при продвижении определенного кандидата на должность губернатора того или иного региона особое значение приобретает способность донести позитивную информацию об этом кандидате до ключевых субъектов принятия решения (в данном случае это прежде всего Президент РФ и его полномочный представитель в данном федеральном округе).
Ресурс массовой поддержки со стороны значительной части населения. Таким ресурсом политический актор может обладать либо напрямую (благодаря собственной популярности), либо при поддержке со стороны лидеров общественного мнения. Особенно важен этот ресурс во время избирательных кампаний, но не только. Пользующийся общественной поддержкой политический актор обладает, как правило, более широким веером альтернатив в своих действиях. За счет массовой поддержки он может обеспечить легитимацию многих решений, на которые бы не пошли менее популярные политики.
Организационный ресурс. В российских условиях нередко обеспечивается за счет административного ресурса. Организационной инфраструктурой проведения той или иной политической линии становятся структуры властной иерархии. Независимый от властной вертикали организационный ресурс может быть создан, в частности, за счет поддержки политической партии или общественной организации, обладающей «низовой» сетью ее сторонников.
Ресурс поддержки со стороны политической партии. Такой ресурс имеет «двойное измерение». Он может быть, как уже говорилось, составной частью организационного ресурса, что особенно важно в массовых политических кампаниях, а также — если политическая партия обладает определенной популярностью — ресурсом мобилизации граждан на поддержку тех или иных политических инициатив, кандидатов в электоральных кампаниях и т. д.
Кадровый ресурс, или «ресурс команды». Возможность размещения квалифицированных людей на соответствующих участках работы всегда является важным преимуществом. Так, наличие сильного аналитика (или группы аналитиков) будет способствовать адекватной интерпретации поступающей информации, формированию оптимальной стратегии политического поведения. Талантливые менеджеры могут создать или «настроить» организационную структуру политической кампании и т. д.
Личностный ресурс. В это понятие, как правило, вкладывают два значения. Во-первых, личностный ресурс имеет «биографический», «репутационный» компонент, поскольку и при участии в электоральных кампаниях, и при продвижении на руководящие должности важно иметь соответствующую репутацию, опыт и т. д. Во-вторых, под личностным ресурсом понимают наличие определенных черт характера, востребованных в различных политических ситуациях. Так, для публичного политика, особенно участвующего в избирательной кампании, важно обладать «харизмой», умением увлечь за собой массы, ораторским искусством, сильными коммуникативными способностями и навыками, психологическим запасом прочности (умением «держать удар»).
Финансовый ресурс. Его значение для политических акторов в современных условиях, особенно для проведения массовых политических кампаний, очевидно. Обладая мощной финансовой базой, можно компенсировать «пробелы» в таких ресурсах, как контроль над СМИ (за счет публикации платных материалов), кадровые (за счет привлечения квалифицированных специалистов на высокую заработную плату) и т. д. Пожалуй, совершенно независим от финансовых возможностей только личностный ресурс.
Каждый выделенный политический актор характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия у него того или иного ресурса, а также степени эффективности использования им имеющихся ресурсов. Итогом анализа ресурсов каждого из вовлеченных в ситуацию акторов является экспертная оценка их влияния в рамках данной ситуации.