Автор: Ахременко А.С. | Год издания: 2006 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 333
Иногда в зависимости от цели и задач исследования бывает полезно включить в общий алгоритм создания сценарной модели процедуру вероятностной оценки реализации политических событий (в первую очередь это относится к поисковым сценариям). Это позволит как экспертной группе, так и лицу, принимающему решение, сконцентрироваться на наиболее перспективных вариантах развития политической ситуации, сделает систему сценариев более информативной, усовершенствует ее структуру. Вероятностная оценка производится на основе базовых аксиом и теорем теории вероятностей, в большинстве своем достаточно простых и, как правило, не требующих от аналитика фундаментального владения математическим аппаратом. Вероятностную оценку целесообразно проводить посредством групповой экспертизы с использованием процедур Дельфи (следует оговориться, что Дельфи потребует наличия определенных временных и организационных ресурсов).
Рассмотрим присвоение вероятностной оценки политическим событиям на конкретном примере (в учебных целях несколько упрощающем реальную конституционную процедуру). На рисунке приводится графическое изображение простейшей системы сценариев современного правительственного кризиса в России, инициированного решением совета парламентской фракции N0 сборе подписей в пользу постановки на голосование в Государственной думе вопроса о вынесении вотума недоверия правительству. Простота данного примера обусловлена тем, что сценарии фактически оказываются «заложенными» в Конституцию (гл. 6, ст. 117), причем конституционные нормы регулируют полный перечень возможных альтернатив.
Вероятностная оценка сценарного «дерева» в нашем случае может начинаться либо с уровня I (события-триггера), либо, если событие-триггер уже произошло, с уровня II. Остановимся на втором варианте.
Вероятность реализации события в теории вероятностей измеряется числовым значением от 0 до 1, где 1 — полная уверенность в том, что событие произойдет, а 0 — полная уверенность в том, что событие не произойдет. Согласно одной из базовых теорем теории вероятностей, совокупная вероятность взаимоисключающих событий (если они охватывают все пространство возможных исходов) равна единице : Р(А)+Р(]А) = 1.
В нашем «дереве» это правило применимо ко всем уровням — II, III и IV (с учетом принятых нами допущений), так как на каждой из стадий кризиса Конституция не предусматривает иных альтернатив развития событий:
II Р(В)+Р(]В) = 1.
III Р(С) + Р(]С) =1.
IV Р(Б)+Р(Е)=1.
1 Об основах теории вероятностей см.: Краден, А. С. Вероятность в системе. Воронеж, 1970; Чернов, Г. Элементарная теория статистических решений. М., 1962.
Это правило позволяет упростить карты опроса экспертов, ограничившись включением в них вопросов относительно вероятности одного из пары взаимоисключающих событий. Вероятность второго будет вычисляться по формуле Р(]А) = 1 — Р(А). Например, если вероятность того, что президент примет решение о роспуске парламента (событие В) будет оценена экспертами как 0,7, то вероятность решения президента об отставке правительства (событие Е) составит соответственно 0,3 (1 — 0,7).
Вероятностные значения в условиях индивидуальной экспертизы присваиваются событиям на основании суждений одного эксперта, который тщательно анализирует текущую политическую ситуацию, расстановку сил, существующие прецеденты в разрешении подобных кризисов. Более целесообразным при наличии определенных ресурсов представляется проведение групповой экспертизы по методу Дельфи. Применение Дельфи, с одной стороны, позволит избежать погрешностей индивидуальной экспертизы, связанных с возможной политической пристрастностью эксперта, недостатком информации, которой он владеет, для вынесения правильного суждения. С другой стороны, этот метод благодаря особой процедуре опроса специалистов и статистического анализа полученных результатов избавит от многих недостатков традиционной групповой экспертизы.
Карта опроса в случае с нашим сценарным «деревом» будет иметь следующий вид:
Вопрос 1. Какова, по вашему мнению, вероятность того, что фракция N наберет достаточное количество подписей депутатов ГДдля постановки вопроса о вотуме недоверия правительству?
Вопрос 2. Какова, по вашему мнению, вероятность того, что в случае постановки на голосование вопроса о вынесении вотума недоверия правительству нижняя палата парламента проголосует положительно (за вотум недоверия)?
Вопрос 3. Какова, по вашему мнению, вероятность того, что в случае вынесения Государственной думой вотума недоверия правительству президент примет решение о роспуске нижней палаты парламента?
Эксперты предварительно инструктируются о правилах присвоения вероятностных оценок событиям. В одних случаях классический интервал для оценки вероятностей «от нуля до единицы» может быть, для удобства работы экспертов, заменен на качественную шкалу типа: «совершенно невероятно» (0); «практически невероятно» (0,1); «крайне маловероятно» (0,2); «маловероятно» (0,3); «равновероятно» (0,5); «скорее вероятно, чем нет» (0,6); «вероятно» (0,7); «весьма вероятно» и т. д. В других случаях могут использоваться привычные для многих специалистов процентные показатели.
Предположим, что в опросе задействовано пять экспертов (в реальности их было бы больше). Мы получаем три числовых ряда, в каждом из которых пять элементов. Например:
Эксперты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вопрос 1 | 0,2 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 1 |
Вопрос 2 | 0,5 | 0,3 | 0,2 | 0,4 | 0,1 |
Вопрос 3 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
Для наших трех числовых рядов медианами будут соответственно 0,8; 0,3; 0,8. Далее, во втором туре опроса, экспертам сообщают полученные медианы и просят еще раз ответить на те же три вопроса. В случае если оценка того или иного эксперта сильно расходится с медианным значением (как у первого эксперта в вопросе 1), от него требуют подробную аргументацию своей позиции. Как правило, оценки специалистов постепенно сходятся к медиане.
Следует учитывать, что числовые значения, показывающие вероятность наступления событий уровней III и IV, являются условными («условная вероятность», обозначаемая Р(В/А), где В — зависимое событие), потому что они зависят от вероятности предшествующих событий. Реальная (абсолютная) вероятность события В (роспуск президентом Государственной думы), которое фактически является сложным событием А—В—С—В, будет составлять 0,8x0,3x0,8 = 0,2 по общей формуле вероятности сложных событий Р(А и В) = Р(А)хР(В/А).
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
10.5. Использование количественных показателей как вспомогательного.
325
Сценарий А-В-С-Б А-В-С-Е А-В-ЬС А-ЬВ |
|
Продолжение |
Вероятность
0,2 0,05 0,55
0,2
Как видно, сумма всех исходов равна единице.
После присвоения коэффициентов вероятности всем элементам сценарного «дерева» можно усовершенствовать его структуру, сделав ее более наглядной и удобной для восприятия; например, можно расположить «ветви» и элементы слева направо по убыванию вероятности или выделить цветом последовательности наиболее вероятных событий.
В некоторых случаях используется более простая методика разделения событий на два класса: события, наступления которых следует ожидать с высокой определенностью; и события, в наступлении которых эксперты уверены в значительно меньшей степени. К примеру, в уже упоминавшихся нами сценариях глобального развития, составленных специалистами Национального разведывательного совета1, выделяются категории «относительных определенностей» и «ключевых неопределенностей».
Относительные определенности | Ключевые неопределенности |
Необратимость глобализации в целом; в меньшей степени она, скорее всего, будет носить европейский характер | Сможет ли глобализация «подтянуть» отстающие экономики? В какой мере азиатские страны устанавливают новые правила игры? |
Существенный рост мировой экономики | Величина разрывов между бедными и богатыми? Возвращение к прошлому новых демократий? |
Увеличение числа ФПГ международного уровня будет способствовать распространению новых технологий | Насколько остра угроза государствам со стороны новых возможностей связи между людьми? |
Подъем Азии и возникновение новых экономических бойцов «среднего веса» | Будет ли гладок процесс подъема Китая и Индии? |
Старение населения господствующих держав | В какой мере ЕС и Япония способны решить проблемы новой рабочей силы, социального обеспечения и интеграции мигрантов? Станет ли ЕС сверхдержавой? |
1 В материалах, доступных на сайте НРС удту. иа/гоу. шс. рассматриваются сценарии развития мировой экономической и политической ситуации до 2020 г. Русский перевод части материалов см.: Сообщение. 2005. № 6, 7.
При всех своих достоинствах методика присвоения коэффициентов вероятности в сценариотехнике имеет один существенный недостаток. Аналитики и лица, принимающие решения, могут просто отбросить маловероятные исходы и целиком сосредоточиться на проработке наиболее реальных альтернатив и последствий, в то время как одной из важнейших задач написания сценариев (особенно в кризисном менеджменте) является обеспечение готовности к действию в незапланированных ситуациях. Этот недостаток вероятностной оценки может быть компенсирован использованием другой дополнительной методики — оценки относительной важности сценариев.
Методики оценки относительной важности были разработаны в основном в рамках системного анализа и активно применяются в различных планово-управленческих подходах — таких, как построение «дерева целей» и др. Применительно к задачам политического прогнозирования оценка относительной важности предполагает следующее:
10.6. Сценарный метод: основные возможности
• под «важностью» того или иного события понимается степень качественных изменений политической ситуации, наступающих вследствие реализации данного события;
• коэффициент важности события варьируется от 0 до 1 и отражает степень изменения политической ситуации вследствие реализации данного события;
• под «коэффициентом относительной важности» будет пониматься произведение коэффициента важности события на коэффициент его вероятности.
Для иллюстрации методики присвоения коэффициентов важности вернемся к нашему примеру сценария правительственного кризиса. Очевидно, что на уровне II событие В (фракция Nсобирает достаточное количество подписей депутатов Государственной думы для постановки вопроса о вотуме недоверия правительству) обладает большей важностью, нежели событие В, так как оно трансформирует существующую политическую ситуацию из обычной в кризисную или предкризисную. На уровне III событие С (голосование Государственной думы за вотум недоверия) также будет гораздо важнее события ЬС. Однако если событие В является вероятным (0,8) и уже в силу этого станет объектом пристального внимания аналитиков, то событие С имеет небольшой коэффициент вероятности (0,3) и может «выпасть» из их поля зрения. Поэтому оценка важности события представляется очень полезной.
В нашем достаточно простом случае она может быть произведена качественно и силами только одного эксперта (в описании сценарного «дерева» делается пометка о важности данных событий с краткой аргументацией). В других, более сложных и неоднозначных случаях целесообразно провести количественную оценку важности событий каждого уровня с помощью процедур групповой экспертизы (это может быть сделано, как и при оценке вероятности, по методу Дельфи). Полученные количественные показатели позволят произвести вычисление коэффициентов относительной важности события (произведение коэффициента вероятности на коэффициент важности). Впрочем, последняя процедура далеко не всегда является обязательной и своевременной, зачастую она только загромождает сценарное «дерево» излишними числовыми значениями.
’ Значения терминов «важность», «коэффициент относительной важности», установленные здесь для политического сценарного прогнозирования, отличаются от значений аналогичных понятий в рамках некоторых методик системного анализа («дерево целей» и др.).
После вычисления коэффициентов важности наша сценарная модель может принять, например, следующий вид (курсивом обозначены числовые показатели коэффициента важности; обычным шрифтом — коэффициента вероятности; пунктирными стрелками — наиболее важные сценарии; сплошными — наиболее вероятные).
В таком виде система сценариев, во-первых, приобретает большую наглядность, во-вторых, начинает служить хорошим подспорьем для математического моделирования, формализованных методик принятия решений и т. д.
Мы рассмотрели лишь некоторые способы введения количественных показателей в прогнозные сценарии и системы сценариев. Нашей задачей было показать принципиальные возможности использования точных величин в рамках сценариотехники. В реальности арсенал количественных оценок сценарного метода значительно шире.
10.6. Сценарный метод: основные возможности
Комплекс техник и алгоритмов, объединяемых сценарной методологией, в значительной мере отвечает задачам эффективного предсказания развития политики как особого объекта прогнозирования. Так, многомерность и многоаспектность политического мира, сочетание объективно-рациональных и субъективно-психологических факторов предполагают необходимость вовлечения в процедуру создания прогноза: больших объемов данных профильного и фонового плана; ретроспективной информации исторического характера; данных политико-психологического анализа субъектов политического процесса, а также информации юридического, культурологического и иного характера. Именно сценарный метод в значительной степени обладает способностью к интеграции, обработке и анализу разноплановой, разнокачественной информации. Это свойство реализовано благодаря менее жесткой (по сравнению с другими методами прогнозирования, особенно формализованными) структурированности экспертных процедур, гибкости технологий работы с данными.
Другая важная особенность сценарного метода — технологическая ориентированность на междисциплинарный подход. Политические процессы развиваются в тесном переплетении с другими общественными процессами — экономическими, этнокультурными, социальными. Реальная практика политического анализа и прогнозирования демонстрирует невозможность получения достоверных и обоснованных прогнозов путем изолированного рассмотрения политических процессов и ситуаций. Вовлечение в прогнозное исследование специалистов разных профилей осуществляется в сценариотехнике за счет использования широкого «веера» методических процедур по комплектованию экспертной группы и организации внутригруппового взаимодействия.
В целом сценарный метод отличается значительной процедурной гибкостью. Это отражено в способности сценариотехники к эффективному взаимодействию с другими методами прогнозирования и планирования — как формализованными, так и интуитивными; в разнообразии способов ее использования в политической прогностике; в приспособленности ее методического аппарата к различным условиям и задачам. Не будет преувеличением утверждать, что сценарный метод способен выступать в качестве носителя синтетической функции, служить организующим и интегрирующим началом для комплексных прогнозно-политических исследований. Необходимость комплексного подхода к изучению и предвидению хода и развития политических процессов, обеспечения оптимального сочетания различных методов анализа и прогнозирования для решения масштабных исследовательских задач диктуется особенностями политической сферы жизни общества как специфического объекта познания с его сложностью, многомерностью, противоречивостью и полидетерминистичностью.
Большое значение имеет также то, что написание сценариев является прогнозно-проектной, или прогнозно-плановой, методикой, т. е. находится как бы на стыке области предсказания и области предуказания. Руководители самого разного уровня заинтересованы не только в получении общих представлений о возможных параметрах будущей политической ситуации, но и в генерации альтернативных путей изменения этой ситуации в желаемом направлении. При решении такой двуединой задачи написание сценариев может быть весьма эффективно, так как данный метод является средством не только оперативного и детального анализа будущего, но и выявления возможностей его изменения.
Написание сценариев позволяет решать задачи не только прогнозно-поискового характера, т. е. предвидения и предварительного анализа качественных трансформаций политической ситуации, которые могут возникать в результате тех или иных действий политических акторов, — но и нормативного характера, т. е. формулирования целей и критериев их оценки, расстановки приоритетов, создания системы мероприятий, направленных на решение проблемы. Сценарий способен помочь определить поворотные моменты, «точки излома тенденций», когда вовремя принятое решение еще может повлиять на ход событий. Следует подчеркнуть, что сочетание нормативного и поискового аспектов в рамках единого метода прогнозирования является во многом уникальным для прогностики свойством сценарного метода, которое значительно расширяет границы его эффективного применения.
В реальном процессе принятия политических решений важным становится такое свойство сценарного метода, как наглядность формы представления прогноза. Ситуации и процессы в будущем, представленные в виде конкретных последовательностей событий, позволяют лицу, принимающему решение, зримо оценить последствия своих действий.
Ориентация метода на решение практических задач в области политического прогнозирования и управления реализована также через встроенные в сценарную методику механизмы сокращения сроков подготовки прогноза, повышения оперативности реагирования на изменение политической ситуации.
Тем не менее разработка метода еще далеко не завершена: сце-нариотехника имеет существенный потенциал развития. Дальнейшее совершенствование метода в рамках политического прогнозирования будет, вероятно, осуществляться на основе углубления научного понимания закономерностей и механизмов развертывания политических процессов; разработки новых подходов в экспериментальной политологии, в первую очередь в области математического моделирования и игровых методов; совершенствования методик ситуационного анализа; создания эффективных средств учета обратной связи продуцируемых прогнозов с поведением политической системы.