Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
Дошедшие до нас источники культуры Древнего Востока (Египта, Вавилона, Индии, Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления. Существовавшие тогда представления об общественном порядке исходили из тезиса о божественном характере власти и государства.
Одним из влиятельных политических учении Древнего Китая было конфуцианство. Его основателем был Конфуций (551 - 479 до н. э.). Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый. «Благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель - это отец, а подданные - его сыновья.
Противоположную систему организации государства предлагали легисты (законники). Основателем легизма был ШанЯн (400 - 338 до н. э.). Легисты стремились достичь гармонии и счастья в государстве с помощью законов, т. е. строгих регламентов, за невыполнение которых следуют суровые наказания. Идеалом легистов был правитель - деспот, управляющий с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства. Только таким образом, считали они, можно воспитать истинную добродетель.
Исходным положением политической мысли в Древней Индии было утверждение о том, что люди несовершенны и эгоистичны, они не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). О том, как заставить людей выполнять свои обязанности, пытались ответить авторы «Артхашастры» - трактатов о природе и честном исполнении людьми своего долга, о мудром правителе, который может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя правильные действия и наказывая за неповиновение власти. Власть в государстве должна быть сильной, чтобы приобретать новые территории и приумножать богатство.