Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.
Античный мыслитель Платон (427 - 347 до н. э.) изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Наиболее важной и непосредственной формой существования общества он считал государство. Он создал модель идеального государства как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Справедливость трактуется Платоном как основополагающий принцип государства, в соответствии с которым каждый на своем месте делает для общества максимум полезного, как воздаяние каждому должного.
Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души: разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, стражи защищают общество, ремесленники и земледельцы создают материальные средства к жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.
Основными добродетелями идеального государства Платон считал мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость.
К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе. Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.
По Платону сила государства - в силе его законов. Устанавливаемые в государстве законы должны способствовать установлению справедливых и гармоничных отношений между людьми, устранению междуусобиц. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.
Учеником Платона был Аристотель (384 - 322 до н. э.). Он продолжил исследование проблем государства, его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы Аристотель изложил в работе «Политика».
Аристотель считал государство результатом естественного развития, а не божественного промысла. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного». В человеке заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, результатом чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение лучшей жизни, общего блага для всех граждан.
Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1)количеству правящих; 2)цели правления. К «правильным» формам он относил монархию, аристократию, политию. В этих случаях верховная власть принадлежит соответственно одному человеку, слою благородных аристократов или же большинству общества, правящих, исходя из общественной пользы. При «неправильных» формах, к которым он относил тиранию, олигархию, демократию, правители исходят прежде всего из своих эгоистических интересов.
Лучшей формой государства он считал по литию. Полития была конкретной формой выражения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство) и демократии (свобода). Основное положение в политии занимают представители среднего сословия (среднего в имущественном отношении разряда граждан). Чрезмерное богатство, считал Аристотель, развращает, а бедность - озлобляет. Для стабильности государства правление должно осуществляться в интересах среднего класса. Так можно перевести мысль Аристотеля на современный язык.
Из наследия мыслителей Древнего Рима особое внимание заслуживают идеи Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н. э.). Он соединил в себе мыслителя и политического деятеля, свои взгляды изложил в работах «Республика», «О государстве», «О законах» и др.
Как Платон и Аристотель, он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного.
Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (Свободу народа). Одновременно Цицерон обращается к религии как к некоему духовному основанию осуществления государственной власти.
Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Тем самым он выразил идею правового государства, обоснованную с разных сторон в политических воззрениях Нового времени и современных политологических теориях.