Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
Политическая мысль французского Просвещения в лице ее лучших представителей творчески развивала популярные в XVIII веке теории естественного права и общественного договора, развивала их применительно к новым историческим условиям, ставила и решала новые проблемы. Остановимся на взглядах двух французских просветителей - Монтескье и Руссо.
Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) написал работы: «О духе законов», «Персидские письма» и некоторые другие, в которых изложил либерально-демократические взгляды на политическую жизнь, подверг критике французский феодальный абсолютизм.
Мыслитель выделял три типа правления - республику, монархию и деспотию. По его мнению, идеальный тип правления - демократическая республика. Он высоко оценивал принципы демократии, в которой власть принадлежит всему народу, обосновал необходимость свобод не только для отдельных групп людей, а для всего народа.
Монтескье раскрыл сущность законов общественного развития, их зависимость от природных и социальных условий. Он считал, что географическая среда и климат в значительной степени определяют политическую жизнь страны, государственный строй и характер законодательства. С другой стороны, Монтескье показал влияние на политическую жизнь общества социальных факторов: социального состава населения, образа жизни и культуры того или иного народа, его нравственных и религиозных традиций и т. д.
Как и Дж. Локк, Монтескье стоял у истоков развития учения о правовом государстве, неустанно подчеркивал идею верховенства закона в государстве. Считал, что государство должно воспитывать молодое поколение в духе понимания законов и готовности исполнять их.
Патриотизм признается Ш. Л. Монтескьё в качестве важной духовной ценности, с позиций которой он осмысливает проблемы политики и права.
В учении о политической и гражданской свободах личности исходил из того, что «свобода есть право делать то, что дозволено законом». Монтескье утверждал, что народ, испытавший свободу, будет стараться сохранить и защитить ее, т. к. это отвечает интересам его существования и развития. Эти положения выступают как важные стороны концепции демократического либерализма Монтескье.
С позиций демократического либерализма он развивает и теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он исходил из того, что эти власти должны обладать необходимой самостоятельностью и активно взаимодействовать между собой, дополнять и уравновешивать друг друга. Только в этом случае будут созданы условия для осуществления политических и гражданских свобод.
Другой представитель французского Просвещения Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) сыграл существенную роль в развитии революционно-демократического направления политической мысли. Его основные работы: «Об естественном состоянии», «О причинах неравенства», «Общественный договор», «Исповедь».
Руссо идеализировал догосударственное естественное состояние человека, полагая, что по природе своей человек - существо доброе. Он указывал на первобытную простоту людей, которые в естественном состоянии проявляют жалость, милосердие, великодушие, человечность. Присущая естественному состоянию людей гармония в их взаимоотношениях нарушается с появлением социального неравенства, которое не совпадает с неравенством физическим, связанным с различными способностями людей. Социальное неравенство появляется в результате возникновения частной собственности на землю и другие средства производства. В результате получается, что небольшая часть людей, обладающая богатством, руководит огромным числом людей (народом), которые нуждаются в самом необходимом. Это порождает вражду, войны.
Возникает необходимость такого общественного договора между представителями самого народа, при котором каждый гражданин оставался бы свободным и пользовался соответствующими политическими правами. Объединившись на основе общественного договора, люди выступают как единое политическое целое с их «общей волей». Общественный договор - это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность превращается в нераздельную часть политического целого. Это политическое целое и есть государство, представляющее весь народ, общие интересы. Оно обладает всей полнотой власти и тем самым выступает как «верховный суверен». Руссо отверг такое понимание общественного договора, согласно которому народ передает свои права правительству, которое затем осуществляет власть от имени народа и над народом (такое понимание было свойственно Г. Гроцию, Т. Гоббсу и отчасти Дж. Локку).
Таким образом, Руссо пришел к идее народного суверенитета, выражающего полноту народовластия. Такой народный суверенитет никогда не может отчуждаться, поэтому естественным способом его выражения признается прямая демократия. Народное государство решает все вопросы, касающиеся жизни его граждан, их защиты от внутренних и внешних посягательств. Руссо подробно рассматривает все стороны деятельности государства, взаимоотношения законодательной и исполнительной властей, формы государственного правления, законотворческую деятельность государства и т. д. В таком государстве экономическое неравенство компенсируется политическим равенством и равенством всех перед законом народной власти. Такого рода равенство трактовалось Руссо как главный принцип организации жизни людей на основе общественного договора. Теряя в государстве свободу естественную, человек выигрывает свободу гражданскую, а это является основополагающим условием существования людей в обществе.
Основные демократические идеи Ж.-Ж. Руссо послужили отправной точкой для целого ряда положений «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. - политического манифеста Великой французской революции.