Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
В европейской политической мысли XIX - начала XX века получили дальнейшее развитие уже сложившиеся к этому времени направления и традиции, а также появились и новые направления, отразившие политические реалии своего времени.
Английский мыслитель Иеремия Вентам (1748 - 1832) положил начало теории утилитаризма вообще и политического утилитаризма в частности. Его основные труды: «Введение в основания нравственности и законодательства», «Принципы законодательства», «О тактике законодательных собраний».
Основное понятие теории утилитаризма - «польза», под которой Бентам понимал свойство того или иного предмета приносить человеку удовольствие (добро, счастье) или предупреждать о страдании (вреде, зле). По Бентаму, для человека естественно действовать с пользой для своего существования во всех областях жизни - политической, экономической, духовной и т. д. На основе подробного анализа принципа пользы он попытался создать систему права, законодательство. Основой соответствующей правовой нормы является тот или иной интерес, совокупность же интересов предстает как основа действующего в обществе права. Содержанием же интересов объявлялась все та же польза в ее различных проявлениях. Он отвергает теорию естественного права, истолковывая право как производное от интересов людей.
Бентам обратил внимание на то, что люди, осознавая свой собственный интерес, не всегда задумываются об общих интересах, которые на деле выступают как интересы каждого из них. Поэтому основной целью законодательства, по Бентаму, должно быть достижение общего блага, с которым связано благо многих отдельных людей. «Возможно большее счастье возможно большего количества членов государства» - так сформулировал Бентам основную цель законодательства и деятельности государства. Такова была и главная установка его учения о морали.
Бентам считал, что абсолютное равенство в области имущественных отношений при существовании частной собственности недостижимо, однако достижимо равенство относительное. И Бентам защищает это относительное равенство, которое, по его мнению, «дает возможность во много раз увеличить общую сумму счастья в стране». «Чем равномернее распределение богатств, тем больше общая сумма счастья», - считал он. Практика общественного развития показала неэффективность уравнительной утилитаристской теории равенства И. Бентама.
Бентам поставил проблему безопасности существования личности в обществе как основы цивилизации и всякого общежития. Она должна обеспечиваться исполнением государственных законов и активной деятельностью государства.
Бентам был сторонником демократии, отстаивал принцип парламентаризма. Он считал, что парламент должен выражать интересы народа, быть простым по структуре, составу депутатов, а также по процедуре обсуждения и принятия законодательных актов. Он решительно выступал за установление возможно большего контроля со стороны народа за деятельностью парламента, за широкую гласность в освещении его работы. И. Бентам не поддерживает идею деления парламента на две палаты, считая, что это усложнит его работу. Он считал невозможным совмещение деятельности в качестве депутата и чиновника исполнительной власти. Бентам выступал за обновление состава парламента путем периодических выборов, за установление всеобщего избирательного права. Глава парламента («президент собрания», по Бентаму) должен избираться парламентом, сменяться им, подчиняться ему.
Таким образом, Бентам внес большой вклад в теорию и практику парламентаризма, многие его мысли о работе законодательной власти не потеряли своей актуальности и сегодня.