Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
История российской и западной политической мысли имеет и схожие моменты развития, и существенные различия. Различия обусловливались не только культурной средой, в которой развивалась русская политическая мысль, но и такими факторами, как географическое положение страны, климатические условия, внешнее окружение и т. д.
Зарождение политических идей в России относится к XI веку, к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера. В то же время божественный характер княжеской власти органично переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Эти идеи нашли отражение в таких памятниках древнерусской культуры, как «Моление Даниила Заточника», «Поучения» Владимира Мономаха.
Весь начальный период (XI-XV века) и вплоть до XIX века политическая мысль России развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения. В западных странах освобождение политической мысли от религиозного влияния завершилось уже в XVI веке.
Если на Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия государства, то в России политические учения обосновывали приоритет прежде всего интересов государства, общины, а не личности. И это соответствовало духу православия.
Согласно православным традициям, божественный характер власти органично сочетается с соборностью как существеннейшей чертой социального бытия русских людей. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя. Государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели: добро, истина, милосердие, ответственность, праведность. Всевластие князя, а затем и царя на долгие века стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль стремилась обосновать праведность неограниченной власти монарха.
В период Московского государства происходила концентрация политического могущества, утверждалась неограниченная власть монарха. Писатель-публицист того времени Иван Пересеетое (XVI век) видел в централизованном государстве и сильном монархе средство для достижения материального богатства и военного могущества страны. Предложенные им политические реформы и были впоследствии реализованы Иваном Грозным. Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства был советник Ивана Грозного князь Андрей Курбский (XVI век), который вынужден был из-за боязни преследований сбежать в Литву.
Политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства. Российское государство относилось к идеократическому типу. В государствах этого типа объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали: «Москва - третий Рим», «православие, самодержавие, народность», идея «светлого будущего».
Политические теории пытались выразить самобытность русского народа, его истории через поиск и обоснование «русской идеи».
С XVII века начинает ослабевать влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли. Власть перестает рассматриваться как исключительно божественный дар, политическая мысль рационализируется.
Сторонники идеи просвещенного абсолютизма В. Н. Татищев (1686 -1750), И. Т. Посощкое (1652 - 1726) трактовали государство как средство обеспечения общего блага. Сам правитель рассматривался как просвещенный монарх, правитель-мудрец, но он по-прежнему ставился над гражданами и любые его действия оправдывались. Сподвижник Петра I, церковный деятель Феофан Прокопоеич (1681 - 1737) пытался соединить идею божественной сущности власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. Лучшей формой правления он признавал абсолютную монархию. По внушению Бога народ передал власть монарху. Бог поставил монарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом.
Под влиянием идей Просвещения, прежде всего французского, нарастала критика концепции просвещенного абсолютизма. Возникали идеи ограничения абсолютной власти, введения принципов конституционализма и парламентаризма.