Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
Это два основных течения русской общественно-политической мысли XIX века, представители которых с разных позиций рассматривали вопросы исторического развития России, ее взаимоотношений с другими странами, прежде всего со странами Западной Европы.
Главным идеологом славянофильства был Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860), представителями - И. В. и П. В.Киреевские, К. С. и И. С.Аксаковы, Ю. Ф.Самарин и другие. Они отмечали самобытный характер российского общества, устойчивость традиций, обычаев, наличие общей русской идеи, которая отражала своеобразие народа, и стремились обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада. Это дало основание для отнесения учения славянофилов к консервативному направлению русской общественно-политической мысли, в составе которого особо выделяют охранительно-консервативное направление мысли, идеологами которого были министр просвещения, граф С. С.Уваров (1786 -1855), обер-прокурор Синода К. П.Победоносцев (1827 - 1905). Формула охранительства, выдвинутая Уваровым: «православие, самодержавие, народность», с определенными коррективами была воспринята с л авяно филами.
Вопросы, касающиеся сущности и роли государства в обществе, гражданских прав и свобод личности славянофилы рассматривали на основе философско-религиозного мировоззрения. А. С.Хомяков и другие славянофилы указывали на православие как основу русской духовности. Идея христианского православия увязывалась ими с идеями народности и русской государственности.
По мнению славянофилов, единство идей православия, русской народности и российской государственности способствует формированию целостности национального самосознания, в том числе политического, в котором органически слиты политические идеи, чувства, интуиция и воля людей. Они критиковали логическую рассудочность, рационализм западного политического сознания, которые обедняют духовный мир человека, оправдывают революции, насильственные перевороты, что делает шатким само существование государства. Деятельность государства, проникнутая рационализмом, сводит право к различного рода юридическим формальностям. Славянофилы не отрицали необходимости политических реформ в России, выступали за отмену крепостничества, предоставление политических прав и свобод, но европейский путь преобразований считали гибельным для России, поскольку он разрушит духовное единство русского народа.
Западному индивидуализму, основанному на рационализме, голом расчете, эгоистических интересах, славянофилы противопоставляли ценности общинного, соборного образа жизни, принцип сочетания личных интересов с интересами общества и государства. Община в их представлении выступала как «союз людей, отказавшихся от своего эгоизма» во имя общего согласия. По отношению к общине, отношения между людьми в которой строятся главным образом на принципах морали и религии, государство играет второстепенную роль. Славянофилы считали, что русский народ «по присущему ему духу» не склонен к государственному регламентированию своей деятельности. Они нередко заявляли, что русский народ - народ не государственный. Призвание государства они видели в том, чтобы обеспечить народу бытие, вытекающее из его нравственной свободы.
Славянофилы были сторонниками абсолютной, неограниченной монархии, считали ее гарантом социальной и политической свободы личности, ее национального и религиозного достоинства. Признавая неограниченную государственную власть государя, они выступали за свободу слова, без которой монархия превращается в деспотизм.
Идеи славянофилов 40-х годов XIX века получили дальнейшее развитие в трудах представителей русского почвенничества (А. А.Григорьева, Н. Н.Страхова, Ф. М.Достоевского, Н. Я.Данилевского) и русского охранительного консерватизма (К. Н.Леонтьева, К. П.Победоносцева, М. Н.Каткова), а также последователей славянофилов в XX веке.
Отличных от славянофилов общественно-политических взглядов придерживались западники. Они считали, что Россия должна развиваться в тесном взаимодействии с другими странами, и прежде всего со странами Западной Европы, усваивать их культуру, а также опыт их общественной и государственной жизни. Они восприняли концепции западного индивидуализма и свободы личности и развивали их. Позиции русского западничества раскрываются в трудах Тимофея Николаевича Грановского (1813 - 1855), Константина Дмитриевича Кавелина (1818 - 1885).
Грановский выступал сторонником демократизации политических институтов России, призывал предоставить широкие политические свободы ее гражданам. Он высоко ценил сформировавшуюся в странах Запада политическую культуру, в том числе культуру деятельности учреждений буржуазной демократии, прежде всего органов государственной власти.
Кавелин, как и другие западники, высоко оценивал реформы Петра I, которые внесли в жизнь российского общества «идеал западноевропейского государства». Он уделял особое внимание обоснованию необходимости для России развития человеческой индивидуальности и свободы личности. Именно это определяет европейскую жизнь, и в России, благодаря реформам Петра I, начали осуществляться многие европейские идеи: социальной свободы, равенства, прав человека и др.
Теории западных мыслителей оказали влияние на общественно-политические взгляды А. И.Герцена, В. Г.Белинского, которые выступали за приоритет интересов личности в общественном развитии, расширение ее гражданских прав и свобод, за использование в России опыта демократических преобразований в странах Западной Европы. Однако в отличие от «классических» западников - сторонников политических реформ, они высказывались за революционный путь демократического переустройства российского общества. Поэтому данных мыслителей принято называть революционными демократами и относить к широкому направлению политического радикализма.