Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
Природа власти, связанной с отношениями господства - подчинения, всегда интересовала людей. Что лежит в основе подчинения: боязнь насилия или желание повиноваться? Что заставляет людей подчиняться бездарности? Где корень господства - в биологической природе человека или в его социальных отношениях? Всегда ли власть связана с насилием? Эти и другие вопросы ставились уже древними мыслителями и до сих пор волнуют исследователей политики.
Власть - это сложное социальное явление, поэтому в объяснении природы власти, причин ее появления в политической науке существует несколько концепций.
Теологическая - власть является божественным установлением, всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли.
Телеологическая - трактует власть как способ достижения поставленных целей, получения намеченных результатов (Б. Рассел).
Бихевиористская - выводит власть из особенностей человеческого поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. В основе поведения людей лежит стремление (воля) к власти. Политическая власть складывается из индивидуальных стремлений к власти как баланс, равновесие политических сил (Г. Лассуэл). Нарушение равновесия приводит к кризисам в обществе.
Психоаналитическая - рассматривает мотивы, истоки власти и видит их в сфере бессознательного. Трактует стремление к власти как проявление (сублимацию) подавленного, преимущественно сексуального, влечения (З. Фрейд) или психологической энергии вообще (К. Г.Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.
Структурно-функциональная - рассматривает власть как способ самоорганизации общества, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения (Т. Парсонс). Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния, воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
Конфликтологическая - власть рассматривается как отношение господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, отношением к собственности. Обладание собственностью обеспечивает господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И.Ленин).
Дуалистическая - выделяет два элемента внутри власти: 1) насилие, материальное принуждение, которое служит инструментом господства одних групп общества над другими, и 2) убеждение, вера подчиняющихся в то, что власть законна (легитимна), подчинение справедливо, похвально; это позволяет власти выступать эффективным средством интеграции общества (М. Дюверже).