Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны. Политическое господство - это одно из форм власти, связанная с ее институциализацией, организационным и законодательным оформлением в обществе властных отношений командования и подчинения. Политическое господствовозникает тогда, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет командовать (приказывать, разрешать или запрещать) и рассчитывать на повиновение определенному приказу. Господство - это такой политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются и такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.
Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятием населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть (легитимное господство)- это власть не просто законная (в отличие от узурпированной, незаконно захваченной, присвоенной), но и правомерная, справедливая с точки зрения тех, кто ей подчиняется.
Большой вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти (легитимного господства).
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, многовековым традициям почитания власти, вере в непоколебимость однажды установленных порядков. Традиционное господство отличается особой прочностью, оно характерно для монархий, королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт.
2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т. е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматическое господство наблюдается часто в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания ее населением еще не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на личностном, эмоциональном отношении вождя и массы. Если у М. Вебера харизматический тип легитимности распространялся на власть религиозных деятелей (Моисея, Магомета, Будды), то сегодня он приписывается и светским политическим лидерам. Харизматическими лидерами в истории нашего государства были лидеры (вожди) Коммунистической партии - Ленин, Сталин. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т. е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.
3. Рационально-легальная легитимность. Она основывается на рационально понятом интересе, который побуждает людей подчиняться решениям власти, сформированной на основе демократических процедур (выборов). Рационально-легитимное господство основано на доверии граждан не к отдельным личностям, а к самому устройству государства, демократическим процедурам формирования власти. В таком государстве граждане подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Следует заметить, что на практике в чистом виде названные идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга. Например, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитимность (власть формируется на выборах, мотивом подчинения выступает интерес и вера в справедливость демократических процедур), и дополняется она элементами традиционного господства (сохранен институт монархии).
Помимо ставших классическим трех типов легитимности существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, ценностям, менталитету народа. С помощью вносимой в массовое сознание идеологии идет оправдание власти, обоснование соответствия ее интересам народа, нации, класса. В России власть извечно стремилась опереться не только на традицию, но и на идеологию, поэтому традиционная легитимность власти дополнялась идеологической. Достаточно вспомнить официальные идеологемы разных исторических периодов: «Москва - третий Рим», «Самодержавие, православие, народность», «Коммунизм - светлое будущее человечества». В 90-х годах в России сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, опирающаяся одновременно на традиции, верования, чувства, рациональность и т. д.
Отношение граждан к власти может быть не только ценностным, с позиций соответствия её моральным, правовым нормам, что находит выражение в её легитимности, но и инструментальным, с точки зрения того, что она дает людям, и это находит свое выражение в её эффективности. Эффективность власти - это её результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора её стабильности, доверия к ней и поддержки её гражданами.
Легитимность власти во многом определяется надеждами граждан на ее эффективность. Многие авторитарные режимы, страдающие дефицитом легитимности, например, в Чили, Южной Корее, в дальнейшем приобрели её в значительной мере благодаря продемонстрированной эффективности (укрепив порядок, повысив благосостояние населения и т. д.). Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т. е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности, что, например, проявляется в частых государственных переворотах в странах «третьего мира», в политической нестабильности большинства посткоммунистических стран. Для последних это связано с разрушением традиционных, идеологических, харизматических механизмов легитимации и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам. Укрепить рационально - правовой способ легитимации власти можно на пути демонстрации способности демократически сформированной власти успешно решать экономические и социальные проблемы.