Политология. Курс лекций

Автора: , | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232

Демократия

Демократический политический режим (демократия). В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа»(demos - народ, kratos - власть). Демократия - это такой политический режим, при котором народ тем или иным способом участвует в принятии решений и контроле за их выполнением, при котором закон защищает народ от произвола власти, а власть - от произвола народа. По словам американского президента А. Линкольна, это «правление народа, избранное народом и для народа». Демократический политический режим (демократия) характеризуется либеральными методами управления (опорой на убеждение, а не принуждение), соблюдением прав и свобод человека, политическим плюрализмом.

В современной литературе различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, и это обусловливает существование нескольких трактовок демократии:

1) демократия как форма устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству (например, партийная, производственная, семейная и др.);

2) демократия как идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равенства, прав человека, народного суверенитета и некоторых других;

3) демократия как социальное и политическое движение за народовластие, реализацию демократических ценностей (например, социал-демократическое движение, движение христианских демократов и др.).

Понятие демократии как народовластия является результатом нормативного подхода, базирующегося не на отражении реального положения дел с демократией, а на идеале, на представлениях о том, какой должна быть демократия. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, а чаще всего выступает как форма правления меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Во многом на практике демократия далека и от ценностей свободы, равенства и т. д. Выявление элементов утопизма, несоответствия между нормативным понятием демократии и реальностью, между идеалом и жизнью является следствием эмпирического подхода к анализу демократии.

Эмпирический подход анализирует демократию такой, какая она есть на самом деле. В соответствии с выявленными в эмпирических исследованиях свойствами уточняется и даже пересматривается понятие демократии. Для реально существующих государств, называемых демократиями, американский политолог Р. Даль ввел специальный термин «полиархия». Полиархия - это политический режим, характеризующий демократию как набор институтов и процедур принятия решений (свободные и честные выборы, всеобщее голосование, свобода слова и др.). То, что является главным в определении демократии как идеала - народовластие - теперь становится второстепенным.

Т. о., в политологии имеет место разграничение демократии как идеала народовластия, который, возможно, так никогда и не будет реализован, и полиархии как реально существующих государств, называемых демократиями. Но резко противопоставлять их не следует: демократия как народовластие находит свое выражение в некоторых реальных процессах, а механизм реальной демократии учитывает демократические ценностные ориентации. Между эмпирическим и нормативным определениями демократии существует взаимосвязь, и это позволяет выделить характерные признаки демократии.

К важнейшим признакам демократии (демократического политического режима) относятся:

-признание народа в качестве источника власти; суверенитет (верховная власть) народа выражается в том, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, имеет право участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов;

- выборность органов власти (лица, осуществляющую верховную власть, избираются на определенный, ограниченный срок), что позволяет обществу контролировать власть;

- конкурентная многопартийная система; демократический режим создает для функционирования политических партий соответствующие правовые условия;

легальная политическая оппозиция, которая способна жестко критиковать власть, не боясь быть разогнанной и подавленной;

- реальная свобода слова, возможность высказать свое мнение по любому вопросу как защита общества от застоя, загнивания

- равенство прав граждан на участие в управлении государством (как минимум равенства избирательных прав);

- подчинение меньшинства большинству при условии обеспечения прав меньшинства;

- принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- приоритет прав человека над правами государства;

- стремление к созданию гражданского общества и правового государства, при этом сама власть способствует развитию форм общественного самоуправления, реализации прав и свобод членов общества, соблюдению законов.

Реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, могут существенно отличаться друг от друга. В литературе выдвигаются разные критерии, по которым проводится классификация демократических политических систем:

1). В зависимости от состава народа, который осуществляет верховную власть в обществе, выделяют всеобщую (с равными политическими правами для всего взрослого населения) и социально-ограниченную демократию (не предоставляющую определенным группам населения избирательных прав).

Понимание народа (демоса) как толпы, черни было характерно для Аристотеля, который отрицательно относился к демократии, называя такой тип правления «охлократией», что в переводе с греческого означает «власть черни, толпы».

2). В зависимости от того, кто представляет собой народ, различают индивидуалистическую (отдельная личность), плюралистическую (различные группы, преследующие собственные интересы), коллективистскую (весь народ как единое целое) демократию. Расхождения в понимании народовластия определяют различия между классической либеральной (индивидуалистической), современной западной (плюралистической) и социалистической (коллективистской) демократиями, о которых речь впереди.

3). В зависимости от того, как народ участвует в управлении, демократия делится на прямую или партиципаторную (граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений, причем, во всех областях жизни), плебисцитарную (ограничение политического влияния граждан процедурой одобрения или отвержения проекта закона или другого решения на референдумах, опросах), представительную или репрезентативную (опосредованное участие граждан в принятии решений через своих представителей в органах власти, в парламенте).

4). В зависимости от характера равенства прав граждан на участие в управлении государством демократия делится на политическую (предполагающую лишь формальное, юридическое равенство прав) и социальную (основывающуюся на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государством - свободного времени, материального достатка, доступа к информации и т. д.).

5) В зависимости от степени и границ подчинения меньшинства большинству имеет место деспотическая (абсолютная, ничем не ограниченная власть большинства), тоталитарная (постоянный и всеобъемлющий контроль со стороны власти большинства над личностью), конституционная (ограничивает власть большинства, ее полномочия и функции с помощью конституции, обеспечивая тем самым автономию и свободу меньшинства, в том числе отдельной личности).

В истории человеческого рода можно найти несколько форм демократии. Первой классической формой демократического государства явилась античная демократия в лице Афинской республики (V в. до н. э.). Она представляла собой преимущественно коллективистскую, социальную, прямую демократию, которая впоследствии приобрела черты охлократии и тирании большинства и пришла к упадку.

В конце XVIII - нач. XIX века в европейских странах (прежде всего, в Англии) возникла либеральная демократия, которая в своем классическом варианте имела как достоинства, так и недостатки. Она стала шагом вперед на пути освобождения человека от государственной тирании, защиты его прав, свобод, безопасности, развития парламентаризма (представительных форм участия граждан в управлении), разграничения сфер деятельности государства и гражданского общества. Однако эта модель демократии была далека от идеала народовластия. Она носила ограниченный характер (наделяла избирательным правом лишь часть населения, предполагала имущественный и другие цензы на право участия в голосовании) и как следствие такие её черты, как формальность, декларативность, отчуждение граждан от власти, массовая политическая апатия. К недостаткам классической либеральной демократии относят также принижение роли государства до роли «ночного сторожа», чрезмерный индивидуализм и игнорирование коллективной природы человека. Преодолеть недостатки этого типа демократии пытается коллективистская демократия.

Коллективистская демократия исходит из целостности народа (нации, класса), наличия у народа единой воли и идентичности (одинаковости) этой воли и действий представителей власти. Отсюда ее называют еще идентитарнойдемократией. Теоретиками ее выступают Руссо, Маркс, Ленин, на практике она реализовалась в странах социализма в виде «социалистической демократии». Коллективистская демократия исходит из признания народа единым однородным целым, отсутствия внутри народа противоречий. Своей задачей считает реализацию через государственный механизм объективного общенародного интереса, который совпадает с интересом отдельной личности. Проблема прав человека, индивидуальной свободы устраняется, поскольку государство заинтересовано в благополучии своих граждан. Попытки осуществить на практике теорию «социалистической демократии» привели к появлению нового господствующего класса - номенклатуры, к тоталитаризму (абсолютному характеру власти, сосредоточенной у высшего партийного руководства, вождей, отождествляемых с народом), подавлению всякой индивидуальной свободы. «Социалистическое народовластие» на деле оказалось весьма далеким от реальной демократии, хотя и обогатило теорию демократии постановкой ряда важнейших политических проблем (например, соотношение юридической и социальной демократии).

Плюралистическая демократия - это тип современной демократии западного образца. Ее теоретиками являются Г. Ласки, Д. Труман, Р. Даль. В важнейшем вопросе демократии - понимании народа - она занимает как бы промежуточное положение между индивидуалистическими (либеральными) и коллективистскими теориями демократии. Плюралистическая концепция исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государстве. Индивид без группы - безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, мотивы политической деятельности. Каждый человек - представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной и т. д. Что же касается народа, то он также представляет собой сложное образование, состоящее из разнообразных групп. Предназначение демократии - стимулировать многообразие, плюрализм в обществе, предоставить всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.

Демократия, таким образом, представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно, через диалог выражать свои интересы и находить отражающие их баланс компромиссные решения.

Плюралистическая теория демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Однако и ее идеи не бесспорны и подвергаются критике (за идеализацию действительности, игнорирование фактического неравенства политического влияния на власть различных групп и т. д.).

Демократия не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления. «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки.