Политология. Курс лекций

Автора: , | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232

Понятие и режимы протекания политических процессов

Статику политической сферы общества характеризует понятие «политическая система», позволяющее выявить и охарактеризовать основные структурные элементы сферы. Понятие «политический процесс» имеет, прежде всего, отношение к функционированию политической системы. Данное понятие раскрывает механизм воспроизводства и сохранения политической системы (в этом значении оно используется во многих зарубежных и отечественных работах). Эволюцию политической системы, ее преобразование (расцвет или деградацию), переход в новое качественное состояние раскрывает понятие «политическое развитие». В реальной жизни процессы, направленные на поддержание существующей политической системы, и процессы ее развития тесно переплетены, это позволяет ряду авторов объединить их под одним общим понятием «политические процессы». В рамках же самих политических процессов выделяют два режима их протекания: 1) режим функционирования и 2) режим развития. При таком контексте можно сказать, что понятие «политический процесс» в целом отражает динамику политической сферы, выражает всю совокупность изменений в политических институтах и политических отношениях.

1. Режим функционирования. Для политического функционирования характерны процессы, которые не приводят к коренным качественным изменениям политической системы. Режим функционирования отмечен устойчивостью политических институтов, применением государственной властью традиционных средств управления, ожидаемым поведением основных политических субъектов, повторяемостью стадий и способов их взаимодействия, отлаженностью конституционных процедур и т. д. В этом режиме политическая система общества воспроизводит себя.

Внутри обычного политического процесса можно выделить ряд стадий, к которым относят:

- стадию артикуляции (т. е. определения и выражения) интересов различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить своих проблем. Функцию оформления и выражения интересов берут на себя различные группы интересов (профсоюзы, объединения предпринимателей, ассоциации потребителей и

т.д.);

- стадию агрегации (укрупнения) интересов, сведения частичных (скажем, местных, отраслевых) в некий обобщенный политический интерес, выразителем которого уже выступают крупные политические партии, объединения, движения и т. д.;

- стадию достижения согласия заинтересованных сил и выработки определенной политики, что является результатом деятельности главным образом представительных (законодательных) органов власти при участии исполнительной власти;

- стадию осуществления коллективных политических решений, их воплощение в практической деятельности государства типа мобилизации экономических ресурсов, исполнения бюджета и т. д. Это почти исключительно прерогатива исполнительной власти, действия которой должны контролироваться властью законодательной.

Поскольку режим функционирования отличается обычностью и повторяемостью решаемых задач, то стереотипные способы их решения характеризуются понятием «политические технологии». К наиболее разработанным из них относят избирательные технологии, рекламно-имиджевые, политический маркетинг, лоббирование и некоторые другие. Под избирательными технологиями, например, понимают комплекс мероприятий, которые должны привести партию или отдельного кандидата в депутаты к победе на выборах. Политический лоббизм означает механизм воздействия на властные структуры, целью которого является принятие того или иного законопроекта, выгодного определенным социальным группам.

2. Режим развития. Мир политики всегда подвижен и динамичен, в нем происходят как отдельные политические изменения, так и политическое развитие общества в целом. Понятие «политическое развитие» включает в себя совокупность изменений, имеющих качественный и направленный характер. Изучение и оценка политического развития может происходить по разным параметрам.

По механизму политические изменения, характеризующие развитие, делятся на революционные и реформационные. Главные различия между ними состоят в том, что, во-первых, политические революции меняют саму основу политической системы (характер и способ осуществления власти), а реформы, как правило, затрагивают некоторые стороны политической жизни; во-вторых, революции на практике означают применение насилия, а реформы требуют согласия и обходятся, как правило, мирными средствами; в-третьих, революции происходят взрывообразно, осуществляются в очень сжатые сроки, тогда как реформирование политической системы обычно происходит постепенно и длительный период.

По направленности политические изменения делятся на прогрессивные и регрессивные. В истории политической мысли различные идейные течения формулировали собственные критерии политического развития. В либеральных течениях политические изменения следует признать прогрессивными, если развитие выражает воплощение основополагающих прав человека и его духовной свободы, подконтрольность государства гражданскому обществу, плюрализм и т. д. Консервативная политическая мысль делает упор на обеспечении преемственности с предыдущими формами правления, сохранении базовых норм и принципов организации власти. Марксизм связывает критерии развитости политических систем с господством коллективных форм собственности и гегемонией рабочего класса. Если таких последствий от преобразований не наблюдается, значит, политическая система демонстрирует регрессивный или, по крайней мере, плоскостной тип развития.

По характеру преобразований (трансформации) политической системы политические изменения делятся на внутрисистемные и переходные (транзитные). Общество в своем развитии проходит ряд исторических этапов. В марксистской теории - это общественно-экономические формации (первобытность - рабовладение - феодализм - коммунизм). У многих западных авторов - это историческая триада (доиндустриальное - индустриальное - постиндустриальное общество). Политическая система может претерпевать изменения как внутри каждого исторического этапа (внутрисистемные), так и при переходе от одной ступени к другой (транзитные). Последний вид изменений, связанный с «переходами», стал предметом изучения особой дисциплины - транзитологии (от англ. transition - переход).

В центре транзитологии находятся два основополагающих вопроса: 1) чем вызываются «переходы» политических систем из одного качественного состояния в другое?; 2) существуют ли общие закономерности таких «переходов»?

В марксизме политика, будучи частью надстройки, в своем развитии следует за экономическим базисом. Именно изменения в экономической сфере (развитие и смена способов производства) предопределяет перемены в политике (тип политического режима и другие особенности политической системы).

Большинство современных политологов не разделяет концепцию прямой причинной обусловленности политики экономикой, хотя и не сомневаются в наличии сильной корреляционной связи между политикой и экономикой. Они склоняются к тому, что «переходные» системные изменения вызываются многими факторами (экономическими, социальными, религиозными и др.), а также внутриполитическими обстоятельствами. Общие закономерности крупных системных изменений мира политики исследуются в теории политической модернизации.