Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
Признаки распада государственно-центристской модели мира и крах биполярной схемы мироустройства заставили ученых строить прогнозы относительно будущего миропорядка. Их можно условно разделить на три группы.
1. Оптимистический прогноз. Его теоретики видят в первую очередь положительные стороны и радужные перспективы глобализации. Новые информационные, коммуникативные технологии, а также биотехнологии способствуют ускорению темпов экономического развития, демократизации мира, снижению вероятностей авторитарных и тоталитарных режимов, изоляционизма. Биотехнологии открывают перспективы борьбы с голодом, выравниванию продовольственной ситуации между Севером и Югом. Глобализация создает предпосылки для постепенного сближения народов, выравнивания уровня их экономического и социального развития. Общность техники, технологий, предметов потребления, СМИ, Интернет ведут к нарастанию у представителей разных наций элементов схожести в труде, образе жизни, политике, культуре. Из-за страха перед терроризмом и угрозой обострения глобальных проблем нации отдадут свои права международным организациям, которые наведут порядок и обеспечат планетарную стабильность. Планируется появление всемирного правительства -предполагаемого всемирного центра власти. Под влиянием глобализации мир будет становиться все более гомогенным, однородным.
В этом прогнозе глобализация обычно рассматривается как распространение западных, в первую очередь, американских ценностей, институтов и т. п. на весь мир. США как образец демократии и сверхдержава возьмет на себя функции лидера в обеспечении миропорядка. В результате человечество впервые в истории предстанет как единое рационально организованное целое - «глобальная деревня». «Глобальная (или планетарная) деревня» - это метафора, используемая в литературе, чтобы подчеркнуть универсализацию (усиление черт всеобщности) и гомогенизацию (движение к однородному строению) мира благодаря распространению универсальных культурных образцов, развитию технологий (в первую очередь транспортных, информационных и коммуникационных), мировых торговой и финансовой систем и т. п., соединяющих всех людей во взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество. Версия о «конце истории» американского политолога Фрэнсиса Фукуямы (род. 1952), в которой утверждается, что после крушения коммунизма концепция либеральной демократии утвердилась в качестве «единственного принципа» политической организации человеческого сообщества, вписывается в русло прогнозируемой тенденции интеграции и универсализации мира.
2. Пессимистический прогноз. Он основан на анализе сложностей, противоречий, негативных моментов процесса глобализации. Глобализация развивается неравномерно, в разной степени затрагивает страны и регионы. Многие страны оказываются на периферии глобальных тенденций. Углубляется разрыв в экономическом отношении между Севером и Югом, экономически бедными регионами и ведущими индустриальными державами. Такая дисгармония развития порождает новые угрозы миру: относительно бедные страны скатываются на еще более низкий уровень, из них идет массовая миграция в благополучные регионы. В развитых странах формируется преимущественно из иммигрантов «низший класс», практически не включенный в социально-политическую систему, и как следствие - новые конфликты из-за расслоения населения в развитых странах.
Теоретики пессимистического прогноза трактуют глобализацию как инструмент скрытой эксплуатации и неоколониализации, позволяющий одним странам, и прежде всего, США получать различного рода выгоды за счет других. Слаборазвитые страны становятся поставщиками сырья, материалов для индустриально развитых государств. Страны-метрополии и транснациональные корпорации заинтересованы главным образом в развитии в зависимых странах сырьедобывающего и экологически вредного производства. Вывоз западными странами доходов, получаемых в слаборазвитых странах, не позволяет последним развивать собственную экономику, они попадают в структурную зависимость от индустриально развитых государств, что предопределяет однобокость их развития. В результате вывоза получаемых в слаборазвитых странах доходов, а также ассиметричного обмена ценностями (сдерживаемого роста цен на производимые в зависимых странах товары и постоянного роста цен на ввозимые в них оборудование, технику) развивающиеся государства оказываются объектом скрытой, опосредованной эксплуатации. Еще один инструмент политики неоколониализма - предоставление кредитов на заведомо невыгодных условиях, обрекающих страны получатели на долговую зависимость. Все это фактически приводит к утрате ими государственного суверенитета, не позволяет выступать равноправными акторами международной политики. Отсутствие равноправия, взаимной выгоды, явная ассиметрия в международных отношениях порождает конфликты и содержит потенциальную угрозу для глобальных, цивилизационных столкновений.
Эти явления нашли отражение в концепции «столкновения цивилизаций» Сэмюэла Хантингтона (род. 1927), который, выделив ряд своеобразных цивилизаций (западную, латиноамериканскую, африканскую, исламскую, конфуцианскую, индуистскую, православно-славянскую, японскую), весьма скептически высказывался о возможности создания всемирной цивилизации. Его прогноз о вероятном столкновении цивилизаций основан на усилении напряженности, всплеске военных конфликтов в современном мире. В теоретических построениях Иммануила Валлерстайна (род. 1930) цивилизационный разлом проходит по уровню социально-экономического развития стран. Он выделяет центр, полупериферию и периферию мир-системы с соответственно высоким, средним и низким уровнем развития. Это неравенство не может предвещать ничего иного, кроме международных конфликтов.
Таким образом, глобализация с точки зрения данного прогноза может затормозить и даже в ряде отношений обратить мировое движение вспять из-за высокой вероятности глобальных катаклизмов.
3. Реалистический прогноз. Его приверженцы ставят под сомнение крайние выводы как оптимистов, так и пессимистов, и пытаются совместить обе современные тенденции - гомогенизацию и универсализацию мира, с одной стороны, и дифференциацию, обособление его отдельных частей, с другой стороны. Международные отношения определяются как центростремительными, так и центробежными процессами. Современная политическая наука не в состоянии однозначно предвидеть ход мирового развития. Каждый из указанных выше прогнозов может быть в большей или меньшей мере реализован. Это во многом зависит еще и от структурирования международных отношений. Между политологами идут дискуссии относительно будущей структуры международных отношений. Наиболее популярны две точки зрения: 1) она будет однополярной (во главе с США вместе с «семеркой/восьмеркой» ведущих государств) и 2) она будет многополярной (с ведущими центрами силы в разных регионах). Те ученые, которые принимают во внимание усиливающуюся деятельность на мировой арене многочисленных негосударственных акторов, склоняются к тому, чтобы представить политическую структуру мира XXI века в виде особым образом организованной сети с множеством узлов и переплетений наподобие сетевой «паутины» Интернета.
Мощь человеческого разума может быть направлена как на созидание, так и на разрушение достижений цивилизации. У современного человечества есть основания как для оптимизма, так и для пессимизма. Любой сценарий мирового развития в XXI веке предполагает расширение и углубление международных отношений, интенсификацию мировой политики. Это влечет за собой усиление значимости политической науки, теоретических исследований мировой политики и международных отношений.