Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
Своими истоками школа политического реализма восходит к работам Фукидида, Макиавелли, Гоббса и др. Непосредственным идейным вдохновителем этой школы выступил протестантский теолог Рейнхольд Нибур (1892-1971). Американский политолог Ганс Моргентау (1904-1980) считается основателем классической теории реализма. Всех реалистов объединяет понимание человека как существа, руководствующегося в своем поведении эгоистическими интересами, проявляющимися в непрерывной борьбе за существование. Это находит свое отражение и в международной политике.
Школа сформировалась во второй половине 40-х годов XX века в США и соответствовала реалиям периода «холодной войны». Сторонники этой школы считали, что не следует идеализировать политическую действительность, в политике надо исходить из реального положения дел. А реальность такова, что каковы бы ни были цели международной политики, стремление к власти всегда в них присутствует в качестве основного мотива. Г. Моргентау полагал, что международная политика - это всегда борьба за власть. Реалисты выступают сторонниками «силовой» концепции политики. Моргентау считал, что «силовое» начало политики вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало определяет и поведение государств.
В качестве главных акторов международной политики реалисты рассматривают национальные государства и мировая арена - это поле их острого противоборства. Основной движущей силой деятельности государства на международной арене является национальный интерес. Сотрудничество различных стран - это результат сходства национальных интересов, противостояние - следствие их различия.
Национальный интерес - одна из ключевых категорий в теории реализма. На защиту национального интереса должна быть сориентирована внешняя политика государства. Концепция «национального интереса», определяемого в терминах власти (силы), была разработана Г. Моргентау. Национальныйинтерес представляет собой осознание и отражение в деятельности лидеров коренных потребностей национального государства, которые выражаются в обеспечении национальной безопасности и создании условий для сохранения и развития общества. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению первоочередной потребности - потребности физического выживания, к защите своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом внешнего вторжения.
Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. В современных условиях национальная безопасность является неотъемлемой часть всеобщей безопасности. Любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств. Всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества.
Реалисты исходят из того, что при защите собственных интересов государства обязаны идти на соглашения, достигаемые путем взаимных уступок, на компромиссы, не затрагивающие жизненно важные интересы, сдерживать свое стремление к власти (доминированию) в мировой политике. Государства участвуют в международных отношениях посредством дипломатии.
Наряду с понятием национального интереса ключевую роль в теории политического реализма играет понятие баланса сил, которое характеризует ситуацию равновесия между государствами как условие сохранения мира и стабильности. Это теоретическое положение основано на трактовке Гоббсом международных отношений как враждебной среды, в которой государства постоянно подвержены угрозе нападения и вынуждены поддерживать соизмеримый с соперниками силовой потенциал. С помощью внешней политики одни государства стремятся добиться власти над другими, расширить и укрепить свое доминирующее положение, обеспечить себе превосходство. Ограничить властное устремление одного субъекта международной политики можно лишь с помощью силового противодействия ее другого субъекта. Международный баланс сил рассматривается реалистами как самое эффективное средство сохранения мира. Нарушение силового равновесия влечет за собой войны, поэтому достижение и поддержка баланса сил - важная цель международной политики.
Политический реализм не противопоставляет политику морали, учитывает значимость политического действия с моральной точки зрения. Однако оставляет ей мало места в своей концепции, т. к. исходит из того, что политические действия укоренены в неизменной и несовершенной природе человека. Поэтому неизбежны противоречия между нормами морали и требованиями политического действия. Ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель, на установление того, что хорошо, а что плохо с моральной точки зрения. Реалисты осуждали стремление отождествлять моральные устремления отдельного государства с универсальными моральными законами. В этом вопросе они следовали установке Макиавелли на автономность политической сферы, где господствует политический интерес.
Концепция Г. Моргентау и других реалистов подвергалась критике за упрощенность, одномерность в объяснении сложной системы международных отношений (почти все объясняется борьбой за власть, достижением баланса сил или его нарушением). Не учитывалось реалистами влияние на международную политику экономических,
межправительственных и иных структур, интеграционных тенденций, международного сотрудничества.
К концу 1970-х гг. сформировался неореализм(другое название -структурный реализм) как направление в политическом реализме. Его основателем считается Кеннет Уолте - американский политолог. Неореализм при сохранении ключевых постулатов реализма (о балансе сил, ведущей роли национального интереса) учитывает влияние на политику экономических акторов. Борьба не только за власть, но и за экономические ресурсы движет политику. Уолте сравнивал международные отношения с рынком, где государства в конкурентной борьбе стремятся улучшить свои экономические и иные позиции, усилить свое могущество. Неореализм вводит в анализ мировой политики положение о системе (структуре) международных отношений как факторе влияния на государство, создающем ограничения или, наоборот, благоприятные условия для его внешнеполитического поведения.