Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
В Греции абсолютное единовластие, не знающее понятия свободного гражданина, называли despoteia (деспотия/ Современные исследователи обращают внимание, что в Центральной и Восточной Европе коммунистическая диктатура, в определенном смысле, воссоздала классический деспотизм. И в других регионах мира (Азия, Южная Америка) мы имели дело с преходящим или продолжительным единовластием (греч. tyrannic — тирания). Исследовать способы перехода к демократии позволяют, в частности, «стили построения» гражданского общества. Не следует, однако, забывать, что это стало возможным под влиянием созданной в пятидесятые и шестидесятые годы такими учеными, как Роберт Даль (Robert Dahl), «парадигмы» (его описания перехода от автократического строя к полиархии) или более ранней характеристики авторитарного режима, разработанной Хуаном Линза (Juan Linza). Последний вдохновил при этом на проведение сравнительных исследований на тему перехода в разных южноамериканских странах, какие предприняли, например, его ученики Гильермо О’Доннелл (Guillermo O’Donnell) и Филипп Шмиттер (Philippe Schmitter) в работе «Переходы от авторитарного правления. Предварительные выводы о нестабильных демократиях» (1986).
Указанный ренессанс идеи гражданского общества вытекал из пессимистической констатации того, что существование либерально-демократнческих политических институтов в Западной Европе не препятствует само по себе снижению общественной активности граждан, а также их безрассудному переходу под опеку государства и желанию положиться на его помощь. Развитие государства-опеку - на, разрастание бюрократического аппарата, кризис традиционных левых сил — вот вызовы, перед лицом которых оказались как политики, так и политические философы.
Пример Центральной и Восточной Европы, где в семидесятые годы начали закладываться основы гражданского общества, вдохновил западноевропейских исследователей. Речь шла о попытках самоорганизации общественной жизни перед лицом тоталитарного/авторитарного государства. Попытка воссоздания уничтожаемых авторитарным государством социальных связей означала не что иное, как формирование противоречий, записанных где-то в истории образования гражданского общества: общество или народ противостоят государству, общественный порядок находится в оппозиции к политическому порядку (Дж. JL Коэн/.Т. L. Cohen/и А. Арато/А. Ага1о/«Граж - данское общество и политическая теория»). Это «догосударственное» измерение заполняла деятельность в разных неформальных группах, распространение прессы помимо цензуры. В случае таких стран, как Польша большую роль играла церковь.
Следовательно, понятие гражданского общества относится к то - му уровню общественной жизни, который существует параллельно институтам государства или их предвосхищает. Соотношения между гражданским обществом и государством при режиме либеральной демократии являются сложными и многоуровневыми. Можно описать их как в пространственном измерении, так и посредством функциональных зависимостей. Поэтому гражданское общество — это множество форм общественных союзов и объединений, которые по своей сути не являются политическими (хотя они могут выражать себя через политику). К ним следует отнести семью, соседские общины, различного рода добровольные организации, профсоюзы, малые предприятия, большие корпорации и религиозные объединения. Более того, как пишет выдающийся американский социолог Эдвард Альберт Шиле (Edward Albert Shils): «гражданское общество это общество, существенно отличающееся разделяемым, коллективным самосознанием — познавательным и нормативным. Гражданское общество это общество, в котором роль гражданского самосознания значительна Отличием гражданских обществ является то, что их элементы взаимосвязаны благодаря совместному или же коллективному самосознанию совместного участия в обществе. Необходимым условием существования гражданского общества есть то, чтобы его члены осознавали свою принадлежность к данному обществу как целому». Элементом подобного коллективного сознания всегда является какое-либо представление об общем благе.