Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Ответ на данный вопрос позволит проследить связи между гражданским обществом и народом. Национализм вырастает из народности, несет в себе дополнительный элемент агрессии, духа борьбы. Из-за этого он более реален: становится стержнем движений и партий, принимается лидерами и программами действий. В то же время народность можно описать как явление, относящееся к коллективному самосознанию, на котором основывается национальное самосознание, определенное состояние убеждений, воплощенное в народе — некой совокупности, имеющей определенную институциональную структуру. Если существует что-то подобное национальному коллективному самосознанию, то можно говорить об обществе, как о народе. Народ достигает своего самого полного институционального измерения в национальном государстве, однако, народ и государство редко идентичны.
В данном контексте следует сослаться на понятие гражданственности. Гражданские права, обычно включают в категорию прав человека, как если бы человек обладал ими на основании простой принадлежности к виду homo sapiens (человек разумный — лат.), тогда как они являются результатом членства в определенном сообществе. И это не является единственным правовым обоснованием обладания полномочиями, но также и обязанностями, которые имеет человек и которые выполняются на основании того факта, что он проживает на данной территории, подлегающей юрисдикции национального государства.
Гражданство является чем-то большим. Его получает человек, который рождается на данной территории или «натурализуется». Гражданство является перманентной ролью, от него нельзя избавиться произвольно. В понятии гражданства содержится предположение, что гражданин является или станет членом данного народа. Права личности как гражданина являются гражданскими правами, а не просто правами человека. Факт существования окружения в виде национального государства, осуществляющего контроль над определенной территорией, уполномочивает каждого гражданина на то, чтобы его права уважались другими гражданами данной страны. То есть, гражданские права имеют измеримый контекст в виде гражданского общества. Готовность признать права других индивидуумов в рамках их собственного общества, а также готовность исполнять обязательства в отношении других индивидуумов, институтов и властей данного общества являются производными силы народности, а также национального коллективного самосознания. Указанное национальное коллективное самосознание является матрицей гражданства, становится самосознанием гражданского общества[3]. Более того, коллективное самосознание может оказать такое же влияние, что конституция, в обществах, где работают неписаные нормы: навязывая общее одобрение законов, обычаев и убеждений о правомочности и справедливости. Народ является необходимым условием существования гражданского общества. Он является одной из основных его опор. «Народность является необходимой составной частью, даже предварительным условием гражданского общества. Именно коллективное самосознание поддерживает существование гражданского общества. Забота о своем народе усиливает заботу об общем благе. Забота о народе поддерживается через приверженность традиции» (Эдвард Альберт Шиле в статье «Нация, национальность, национализм и гражданское общество» в: «Доблесть гражданственности: избранные эссе о либерализме, традиции и гражданском обществе).
Мы можем, однако, говорить о двух различных, нередко конкурирующих типах «воображаемых сообществ» (определение Бенедикта Эндерсона/Benediet Anderson/). Первый тип— это гражданское общество, определяющее то, что является общим для всех цивилизованных обществ. Другой же относится к бытию народа, который образует единственную в своем роде идентичность каждого общества. Универсализм против партикуляризма—таково противоречие,
которое дает о себе знать в XIX в., в период роста национализма. Это противоречие остается актуальным в «закрытых обществах»; хотя оба они имели общего врага: абсолютистское государство или коммунистическую диктатуру. Неудивительно, что в Центральной и Восточной Европе идея гражданского общества получила сильную национальную окраску (на что обращает внимание Петр Вандыч— Piotr Wandycz). С другой стороны, однако, не исчезает недоверие, в частности, к «этническому национализму».
Адам Б. Селигмен (Adam В. Seligman) напоминает, что наши современные концепции гражданства как комплекса формализованных и обоснованных законодательно прав и обязанностей, связывающих людей в обществе — понимаемым как народ-государство — укоренены в двух традициях. Одна из них апеллирует к гражданскому обществу, вторая — к гражданским доблестям. Первая традиция возникает в рамках англо-американской цивилизации, хотя ее главными творцами были представителями шотландского Просвещения (Френсис Хатчесон/Frands Hutcheson/, лорд Кеймс/ECames/, Адам Фергюсон/Adam Ferguson/, Адам Смит). Другая традиция носит скорее континентальный характер, поскольку она была создана такими мыслителями, как Никколо Макиавелли или Жан-Жак Руссо. Однако обе признают «моральную общность» фундаментом общественной жизни. Центром подобного сообщества является идея моральной добродетели, главной же угрозой — тенденции, которые в XVIII в. называли «коррупцией» («испорченностью») (роскошь, зависть, алчность, развитие рынка). «В рамках этой традиции общественное благо — это такое благо, которое безоговорочно превосходит все частные блага и в итоге заключается в преодолении собственного интереса во имя общественных целей В противоположность этому, этическая идея традиции гражданского общества имеет частный характер и воплощается в сердцах и помыслах индивидуумов, а также в актах обмена между ними» (А. Б. Селигмен «Комментарии о гражданском обществе и гражданской доблести во второй половине ХХв.», в: «Ни князь, ни купец: гражданин»),
В этом столкновении понятий народ (греч. demos) и раса, племя (греч. ethnos) в западных демократиях победило первое — утверждает Селигман — тогда как некоторые страны Центральной и Восточной Европы выбрали второе. Этническая исключительность, а также отсутствие традиции общих политических институтов должны приводить к тому, что построение гражданского общества, основанного на общественной добродетели, оказывается, на примере Балкан или Румынии, проблематичным.
Поэтому каждую политическую систему можно охарактеризовать либо указав, какая из двух моделей была принята, либо тем, что существует их смесь, охватывающая противоречивые определения как взаимности и солидарности, так и прав и обязанностей различных этнических групп внутри общества. Ведь при резко проявляющихся этнических конфликтах можно предположить наличие «скрытого измерения общности».
Следует поэтому вдуматься, какая именно модель сформировалась под воздействием дискуссий Нового времени о гражданстве, начатых шотландским Просвещением, и с такой остротой проявившихся во время «атлантических революций» (определение Роберта Палмера/Robert Palmer/) в конце XVIII в.
Народ и национальное государство принадлежат к реалиям современности, поэтому любая концепция гражданского общества должна учитывать следующие исторические факты. Во-первых, оно неуклонно развивается или же возникает в рамках национального государства. Во-вторых, сфера ценностей, которые создает гражданское общество, касается ценности национальной культуры. Национальность дает людям общую идентичность, которая позволяет им воспринимать себя как тех, кто сообща формирует свой мир. Гражданство предоставляет им практические средства, чтобы выполнить это.