Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Если мы посмотрим на процессы, преобразующие христианские общества, то ясно увидим, что причины настоящих политических конфликтов следует искать в двух необычайно значимых явлениях
XIXв.: национальной революции и промышленной революции. Указанные революции образуют оси самых важных социополитических разделов. Понятие «социополитический раздел» обозначает разделы, существующие в рамках политического сообщества. Стефано Бартолини (Stefano Bartolini) и Петер Майр (Peter Mair) указывают на три уровня разделов: эмпирический, нормативный и организационный.
Первый уровень — эмпирический — показывает, какие социальные группы могут участвовать в политическом конфликте, поскольку общества Нового времени неоднородны, их отличает глубокая диверсификация не только с учетом разделения труда, но также и социальных ролей. Мы описываем эту реальность, используя социо-демографические категории (профессия, образование, пол, этническая принадлежность). Подобная группа становится предметом интереса политолога, если он способен выразить свои особые научные интересы. Помимо этого, ученый-политолог старается их применить в общественной сфере в отношении политических институтов.
Второй уровень — нормативный — относится к фундаментальным для данной группы нормам и ценностям, а также к их локализации в рамках политической системы. Указанная групповая идентичность может быть описана с помощью таких видов поведения, как политические позиции, убеждения или даже мировоззрение.
. Групповые интересы должны приобрести политические черты. Это происходит тогда, когда группа стремится проникнуть в центры власти или принятия политических решений. Разумеется, речь идет о том, чтобы интересы группы стали, прежде всего, общественной проблемой, а затем — элементом государственной политики. Очень показательным примером является прослеживание процесса, как интересы крестьян заменяются аграрным вопросом, а затем становятся определенной сельскохозяйственной политикой. Можно также увидеть, как крестьяне создают свою особую политическую программу, и в результате организуются в политическую партию аграрной направленности (в скандинавских странах, Исландии или Польше).
Третий уровень — организационный — описывает собственно образование организационной структуры. Группа начинает выражать свои интересы в форме политических принципов. В ходе этого процесса выделяется элита, которая занимается созданием согласованной политической программы, а также приведением в действие механизма преобразования указанных принципов в политические требования. Рассмотрение политической системы, в том числе, способа функционирования политических институтов — это та задача, которая появляется в ходе создания политической организации (смотри обсуждение в работе: «Западноевропейские демократии.
Сравнительный анализ», под ред. А. Антошевского и Р. Хербута).
Поэтому проанализируем модель объяснения социополитических разделов, а также их последствий для партийных систем, предложенную Сеймуром М. Липсетом (Seymour М. Lipset) и Стейном Рокканом (Stein Rokkan), основанную на системном анализе выдающегося американского социолога Талкотта Парсонса (Talkott Parsons).
Липсет и Роккан приходят к выводу, что следует выделить два больших, по своей сути революционных процесса, которые определили развитие партийных систем в XIX в. Первый относится к глубокому изменению социальной структуры — это промышленная революция. Второй, названный ими «национальной революцией», касается формирования современной нации, поддержанного национальным государством. «Два из указанных разделов — это порождения промышленной революции: конфликт между интересами земельных собственников и возникающим классом предпри- нимателей-промышленников, конфликт между собственниками и работодателями с одной стороны и арендаторами, сельскохозяйственными тружениками и рабочими — с другой». Два других раздела вытекают из национальной революции: «конфликт между центральной культурой, связанной с построением государства, и усиливающимся сопротивлением низов, различающихся в этни -
ческом, языковом или религиозном отношении», а также «конфликт между централизующим, стандартизирующим и мобилизующим национальным государством и исторически укоренившимися привилегиями церкви» (С. М. Липсет, С. Роккан. «Структурыраскола, партийные системы и предпочтения избирателя»: Введение в книге: «Партийные системы и предпочтения избирателя: кросс-нацио -
налъные перспективы»).
Характер и темп национальной революции оказали решающее воздействие на формирование типа партийной системы. В Центральной и Южной Европе контрреформация укрепила позиции церкви. Следствием этого явилось разделение на противоположные движения — национально-радикальное и традиционно-католиче - ское. В протестантских странах обе элиты: светская и церковная объединились в защиту формирующей нацию центральной культуры. В оппозиции к данному объединению находились соперничающие движения в провинции. Помимо этого, страны Западной Европы оказались глубоко разделенными французской революцией, во время которой нападки на религию привели к возникновению партий, выступающих в защиту института церкви (в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Италии, Испании и — неявным образом — во Франции). Французские правые силы, как показывают классические исследования Сигфрида, имеют свои «избирательные бастионы» на тех территориях, где проявлялось решительное сопротивление централизации и эгалитаризации (территории, охваченные контрреволюцией, например, Вандея).
Конфликты, связанные с промышленной революцией, привели к союзу земледельцев с собственниками из промышленного сектора. «Чем большей была концентрация экономической мощи и общественного престижа, тем легче было контролировать голоса, подаваемые в сельских районах, и тем большей была политическая польза от союза с собственниками земли. Не случайно, что такие консервативные лидеры, как Бисмарк или Дизраэли руководили про - . цессом расширения права голоса: они рассчитывали на лояльность и послушание зависимых арендаторов и сельскохозяйственных рабочих». Однако там, где культурные барьеры были слишком велики и доминировали семейные хозяйства, на волне аграрных протестов возникали крестьянские партии. Так было в скандинавских странах, а также в Финляндии и Исландии. Крестьянская партия нашла своих сторонников в протестантских кантонах Швейцарии.
Конфликты на рынке труда приводили к унификации. Наиболее сплоченные рабочие движения появились в протестантских странах, где достаточно мягко проходил процесс построения государства (в Великобритании, Швеции, Дании). Католические страны со сложной историей построения государства образовали глубоко расколотые рабочие движения. Следует помнить, что от внешних влияний защищались как католические рабочие организации, так и социал-демократические. Этот раздел дополнительно углубила большевистская революция 1917 г.
Таковы, в максимальном сокращении, положения Липсета и Роккана, которые сочетают лучшие черты политической социологии и истории. Это лишь один из примеров того, как можно представить сложные связи между социальной структурой и политической сферой. Указанный способ наглядного представления был некоторым образом продемонстрирован «отцами» политической социологии: Карлом Марксом в великолепном анализе Франции в период государственного переворота — а именно, «18 брюмера Луи Бонапарта» или в столь же прекрасной работе Алексиса де Токвилля «О демократии в Америке».
Итак, возникает государство, целью которого является не только создание центральной культуры, но и контроль культуры. Этническая память помогает прийти к однородности, созданию единой языковой традиции. Эта унификация происходит одновременно в сфере художественной, технической и исторической (например, упорядочение языка, появление государственного флага, герба и гимна; авторитет государства должны упрочить государственные праздники). Возникает консолидированное государство, владеющее еще недавно разобщенными территориями и претендующее на право навязывать гражданам единообразные системы — фискальную, денежную, законодательную, судебную, военную и культурную.
Граждан и государство соединила сеть взаимных обязательств, возникновение которых растянуто в истории (тяготы обязанностей, с одной стороны, но также и право на юридическую защиту и право голоса— с другой). Добившись более широкого участия в политике государства, группы интересов могли требовать услуг и опеки в форме
создания экономической инфраструктуры, судов, просвещения, социальной политики и прочих культурных благ. Таким образом, создается новый тип гражданина: это уже не только член правящего класса, но также и гражданин среди других похожих друг на друга граждан. Гражданство начинает обозначать совокупность прав и обязанностей, связанных с государственной принадлежностью, касающейся урожденных или натурализованных жителей данной территории.
В политическом сознании проявляются массовые притязания, которые принимают характер коллективной конфронтации, угрожающей интересам других людей, причем, подобный процесс исходит снизу, от бедных и бесправных слоев общества. Указанные притязания являются, в высшей степени, политическими, поскольку рождаются они в результате ясно осознанных интересов и в рамках хорошо организованных сообществ. Люди обладают четким ощущением своей общественной или культурной идентичности, связывая ее с необходимыми для жизни правами и привилегиями. Идентичность особенно явно проявляется тогда, когда возникает общий враг или соперник. Как утверждает Ален Турен (Alan Tourain), в данном типе общества имеется одна, центральная пара общественных движений, которые находятся в конфликте друг с другом. «Нет разногласий относительно того, что общественные движения можно считать особым типом социального конфликта. Коллективная паника, недовольство, течения в области общественного мнения, культурные инновации не являются конфликтами, даже если они подчеркивают ответ на определенное явление. Понятие конфликта предполагает четкое определение как оппонентов, так и предмета борьбы или переговоров, над которым обе стороны стремятся получить контроль».
Турен представляет шесть основных типов общественного конфликта, а также два дополнительных, имеющих определенное историческое обоснование.
(1)Соперничающая реализация коллективных интересов — выражение связи между расходами и выгодами субъектов, действующих в данной организации.
Реконструкция идентичности — общественной, культурной или политической — оппонента определяют скорее как пришлого, чужака, чем как представителя высшего класса, элиты власти или главенствующей инстанции; например, мессианитское движение в Бразилии в ходе борьбы за уничтожение рабства выражало, прежде всего, сопротивление сельского населения торговым и городским группам интереса.
(2)Конфликт, понимаемый как политическая сила, нацеленная на изменение правил игры; например, тесная связь забастовок с ростом или падением влияния профсоюзов.
(3)Защита статуса или привилегий как негативный ответ на политическое давление; например, внутренняя политика в Европе или Южной Америке, когда именно группы интереса включаются в структуры государства и в их рамках борются за свои права, подчеркивая собственное значение для данного народа.
(4)Общественный контроль основных Эталонов культуры — или способы нормативного регулирования отношений с окружением. Три вида культурных эталонов: наука, производство, мораль зависят от способности данного общества развиваться и самооргани - зовываться; их навязывают, например, либо элиты, либо массы.
(5)Создание нового порядка — наиболее экстремальной формой такого действия является революция.
(6)Национальные конфликты — субъектами, которые могут обеспечить непрерывность традиций и сохранить идентичность, являются народ и государство.
(7)И, наконец, последний конфликт, который Турен весьма неудачно называет неокоммунитаршмом — создающий движения, которые отбрасывают естественное историческое развитие в направлении демократии; например, исламские фундаменталисты или такое доморощенное движение, как, например, «Общество Джона Берча» в США в пятидесятые годы. Бенджамин Барбер (Benjamin Barber) называет политические феномены, вытекающие из этого конфликта, силами джихада.
Общественный конфликт, ставкой которого является общественный контроль основных эталонов культуры (то есть нормативное регулирование наших связей с окружением), Барбер называет общественным движением. В общественном конфликте выступают три первичных компонента: определение идентичности фигуранта политических действий, обозначение оппонента, а также ставка, то есть культурное доминирование, которое определяет область конфликта, что составляет центральный конфликт в обществе.
Например, в индустриальном обществе идет борьба за контроль над промышленностью между правящим классом и трудящимися.
Общественный конфликт Нового времени зародился в результате социально-экономических разделов, лишь позже он был перенесен на политическую арену, где предстал в многообразных видах в зависимости от типа культуры, обстоятельств или исторической ситуации. Он был связан с ростом притязаний, касающихся прав (например, равенства общественных обязанностей) в результате развития гражданственности. В демократии он был «укрощен» институтами, через которые нашел свое упорядоченное выражение. Политические партии, выборы и парламенты позволяют разрешить конфликт без революции. Раймон Арон подчеркивает, что демократия означает «принятие конфликтов не для того, чтобы их разрешить, но чтобы предотвратить их перерастание в гражданскую войну». Капитал и труд создали организованные формы сотрудничества.
Одним из первых, кто занялся «институционализацией классового конфликта» был Теодор Гайгер, который в работе «Классовое общество в плавильном котле» (Theodor Geiger, 1949 г.) утверждал, что те стороны, которые институционализировались, то есть, придали правила игры взаимно антагонистическим отношениям, в результате пришли к поразительному взаимопониманию. Они не только уладили конфликт, но прямо создали картель для защиты общих интересов. Правда, они разошлись во мнении относительно раздела прибыли, но в одном согласились: что именно им принадлежат политические выгоды. Подлинными жертвами оказались все те, кто не принадлежит к картелю: «Бедность возрастает пропорционально расстоянию до тех, кто занят производством товаров». Также важен и другой вывод: новые конфликты все менее занимаютумы представителей целых общественных слоев, чем условия, касающиеся жизни всех».
Последнее утверждение касается положения о том, что демократизация классовой борьбы приводит к корпоративизму. Картель, состоящий из организаций (политических партий, профсоюзов и различных объединений) разработал для себя полностью новую процедуру удовлетворения собственных интересов в русле политической практики. «В результате возникает большой конгломерат, состоящий из политических партий, экономических объединений, широкого спектра групп интереса (в том числе представляющих «обычных потребителей»), а также институтов, понявших слабости своего состояния вне картеля. Граждане уже не понимают: кто, что, когда и как выигрывает» (Р. Дарендорф «Современный общественный конфликт. Эссе о политике свободы).