Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Общественные движения не являются чем-то характерным только для современной эпохи. В средневековье мы находим движения протеста, которые имеют религиозную окраску. Это великолепно описывает Норман Кон (Norman Cohn) в «Погоне за тысячелетием». Катары или богомилы, крестовый поход детей, затем крестьянская война в Германии являются примерами такого идущего снизу отрицания существующей политической власти. Однако же Новое время приносит новые характерные черты общественных движений. Не только темп изменений, вызванный требованиями сегодняшнего дня и инновациями, но также и их охват отличает специфику состояния проблемы на современном этапе от предыдущих эпох. «Сценарии конфликтов и мятежей изменяются с течением веков. Локальные выступления переходили в акции общегосударственного размаха по мере того, как сознание жителей страны, ее экономика, приобретали национальный масштаб» (Ч. Тилли. Европейские революции 1492-1992). Изменялся также характер выдвигаемых требований, а также состав участников коллективных конфликтов. В государствах девятнадцатого века с продвинутой экономикой свободной конкуренции и с развитыми представительскими институтами формировались общенациональные общественные движения.
Возникновение новых форм протеста является результатом фундаментальных для Европы и Северной Америки событий. Это произошло именно благодаря американской и французской революциям и наполеоновским войнам. Появляется проблема масс (больших по численности общественных движений). Сначала крестьянские массы положили начало аграрному протесту, затем наиболее активными стали городской пролетариат и petit, bourgeois (мелкий буржуа). Изменяется также адресат претензий и требований. Именно государству, а не отдельным магнатам высказываются ожидания и требования. Мы видим, как в конце XVIII в. революционная пропаганда приводит к ситуации, когда государство, в качестве одной из целей своей политики предполагает мобилизацию масс. На данный потенциал государства — центральной власти — обратили внимание в своем анализе Липсет и Роккан. Появляется общий знаменатель: каждый стремится к осуществлению социальных перемен, действуя вне формальных каналов политических институтов (в том числе, правительства) и вне сферы традиционно понимаемой политики, используя для этого коллективное действие.
XX век приносит новую формулу осуществления власти — тоталитарное государство. В этом случае сущностью функционирования тоталитарной системы является постоянная мобилизация масс: вспомним хотя бы «марши с факелами», символизирующие единство и мощь нацистского государства (подробный анализ этой проблемы представляет бывший крупный нацистский функционер Германн Ра - ушнинг (Hermann Rauschning в «Революции нигилизма») или так называемую «общественную деятельность», осуществляемую под эгидой коммунистической партии. Труд есть борьба за дело социализма.
Рассматривая в целом, общественные движения являются политическими инструментами деятельности групп политических аутсайдеров, самой средой устраненных от участия в политических механизмах. Общественные движения позволяют привлечь внимание общественного мнения, а также лиц, принимающих политические решения (decydentow) к тем, кто находится вне главного русла политической жизни. Они опираются на низовые массовые движения.
Общественное движение определяется как: (1) неформальная сеть организаций и людей, которые на (2) основании коллективной идентичности и общих ценностей (3) включаются в политические или культурные столкновения, которые нацелены на преодоление или расширение границ существующей системы, а также (4) они предпринимают коллективные действия, которые должны повлиять, как на государство, так и на общество. В понятом таким образом определении содержатся существенные различия между общественным движением и группой интереса. Во-первых, отдельная организация не образует общественного движения. Каждая определенная общественная организация как часть большой структуры редко действует в изоляции от других. Речь идет не только о членах данной организации, составляющей общественное движение, поскольку движение включает как организации, так и не входящих в его состав сочувствующих. Организованное общественное движение, как правило, мобилизует широкую группу сочувствующих или членов разных структур, чтобы поддержать коллективное действие.
Во-вторых, общественное движение не возникает для реализации одной проблемы, но старается поддержать комплекс задач, имеющих своим источником политику, основанную на групповой идентичности. И, в-третьих, общественное движение редко действует как группа лоббирования по отношению к правительству, но играет значительную роль в осуществлении общественных перемен. Это происходит так, поскольку целью общественного движения является изменение позиций и поведения членов политических институтов, а также гражданского общества.
Поскольку, как правило, у них нет ни финансовых, ни политических средств, они используют то, что имеют в избытке: массовое членство, энергию и приверженность своих членов ценностям движения. Они используют также нетрадиционные и радикальные методы политической борьбы: демонстрации и сидячие забастовки. Члены господствующих общественных, политических элит и наблюдатели событий почти всегда считают, что общественные движения являются «нецивилизованными», а их членов упрекают за отсутствие культуры поведения; но в этом и заключается сущность общественного движения.