Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Поразмыслим теперь о том, какую роль играют общественные движения в демократии, поскольку демократия (увеличение полномочий отдельных социальных групп) частично является результатом протеста групп, ущемленных в гражданском и политическом отношении. Максимально кратко их влияние можно свести к трем задачам.
(1) Увеличение уровня участия в политике
Рассматривая в целом, общественное движение является инструментом политических аутсайдеров. Видно это хотя бы на примере крестьянских протестов в III Речи Посполитой (Польша в период после II Мировой войны), возникших на почве оскорбительных предубеждений, что мужик является гражданином второго сорта, а польская деревня —это вид «Польши второго разряда». Ощущение
увеличивающейся цивилизационной дистанции, а также протест по отношению к требованиям современности, правила которых устанавливает, как правило, правящая группа, могут вызывать сопротивление. Угроза является хорошим мотивом действий. В общественных движениях проявляется, правда ненадолго, «забытый человек», который составляет каркас здания демократии.
Общественные движения, особенно в эпоху повышенной чувствительности к лозунгу о росте возможностей, как правило, однако, подчиняются требованиям и принципам демократии (особенно важным является поиск согласия). Следовательно, происходит, прежде всего, драматизация событий и демонстрация общественному мнению ряда проблем, а затем переход от массового участия к кабинетным решениям.
Следует помнить об особой роли общественного мнения в демократических обществах, а также о значении средств массовой информации в создании политических установок и позиций. Общественные движения предлагают очень выгодный контракт для средств массовой информации: создавая «событие» как информацию для тазв-тесЦа, они делают из него проблему для всей страны. Средства массовой информации привлекают внимание общественного мнения и увеличивают масштаб конфликта — политика перестает быть вотчиной элит, становится делом «среднего гражданина».
(2) Вхождение в сферу политики людей, не обладающих общественными средствами
Большинство общественных движений создается людьми, не имеющими доступа к деньгам, статусу, контактам или организационным средствам, то есть тому, что приводит в движение политические действия. Более того, их членами являются, как правило, люди плохо обеспеченные, как в материальном смысле, так и в смысле общественного престижа; можно даже говорить о нехватке статуса.
(3) Убеждение о необходимости новых решений политической природы в данной области
Общественные движения являются вотчиной различного рода меньшинств; в демократии с ними могут начать считаться лишь тогда, когда они убедят в верности своих постулатов большинство граждан. Так это произошло — как следует из исследований общественного мнения — с протестами польских земледельцев в 1999 г., сопротивление которых встретило поразительно живой общественный отклик — более 70 % опрошенных выразили свою поддержку требованиям земледельцев. Общественные движения выталкивают на поверхность своеобразную характерную черту хорошо функционирующей демократии, которая основывается на относительном (а не фиксированном или абсолютном) большинстве. Это означает, что потенциально каждое общественное движение — по своей природе представляющее меньшинство — может привлечь к себе сочувствующих. В демократии большинство является непостоянным и динамическим, поэтому общественное движение может увенчаться успехом: превратиться в большинство.
Часто, даже в условиях большой гибкости демократических институтов, навязывание перемен может иметь место только после появления общественного движения, которое выявит драматичность ситуации. Это потому, что маневры правящих групп характеризует стремление достичь политической стабилизации, пусть даже ценой исключения определенных общественных групп из области политики.