Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Связь между государством и организованными интересами существовала на каждом этапе истории. Непосредственные предшественники групп интереса — это средневековые корпорации: гильдии, цеха, торговые компании. Группы интереса апеллируют
к определению интереса как сознательного желания определять политику или решать вопросы в соответствии со своими ценностями. Аналогичными понятиями являются: группы давления, группы лоббирования, политические группы, группы власти. Группа интереса — это общественная организация, обладающая определенным уровнем сплоченности, ее члены разделяют ее цели, стремясь влиять на процесс принятия решений.
Под влиянием модернизации, которую принесла с собой капиталистическая цивилизация, стало ясно, что существующих до тех пор ни политических институтов, ни способов общественной организации недостаточно. Поэтому на рубеже XIX и XX вв. появились идеи, что географический способ представительства, на котором основывается представительская демократия, должен быть заменен критерием репрезентации профессиональных интересов. Это постулировал один из самых выдающихся американских экономистов того периода Джон Р. Коммонс (John R. Commons) в своей работе «Представительская демократия», а также премьер Франции Жозеф Поль-Бонкур (Joseph Paul-Boncour) в работе «Экономический федерализм; исследование отношений индивидуума и профессиональных групп» (1900). Экономические группы давления должны представлять интересы народа, в большей степени, чем законодательные учреждения.
Упомянутую идею Коммонса приняла как свою рабочую гипотезу группа американских политологов, а именно, Эрл Летем (Earl Latham) иДэвидБ. Трумен (David В. Truman), а также Джозеф Ла Паломбара (Jo - зер11ЕаРа1отЬага)(исследующий группы интереса в Италии). Во Франции появились исследования Жана Мейно (Jean Meynaud), который, кстати, предостерегал перед излишне механистическим пониманием политики как исключительной вотчины влияния групп интереса.
Летем прямо в 1952 г. связывал в «Групповом основании политик» современную теорию групп интереса с плюрализмом, ибо еще раньше философы этого направления апеллировали к понятию группы как основы общества, как в экономическом, так политическом измерении. Он считал, однако, что творцов теории групп интереса следует назвать аналитическими плюралистами, поскольку они применяют строго научные понятия.
Другим источником вдохновения для плюралистов является работа Артура Ф. Бентли (Arthur Bentley) «Процессуправления» 1908 г.
Она написана под влиянием работ Зиммеля (Simmel) о групповом поведении — первое в рамках политических наук систематическое исследование о группах интереса, хотя для него исходной точкой была экономическая сфера, поскольку материальная обеспеченность составляла главную причину социального разделения на группы. Не существует группы без собственного интереса. «Интерес», термин который мы будем здесь использовать, соответствует понятию «группа». Политику следует описывать в категориях «эффективности», «активности» и далее — «процесса». Бентли считал, что исходный материал для политологического анализа мы не найдем в таких документах, как Конституция или писаные законы, но в «повседневной законодательно-административно-судебной деятельности народа, а также в тех ручейках и течениях активности, которые протекают среди людей и вторгаются в указанные сферы». Поэтому политические науки не обладают осмысливающей, объясняющей функцией, а лишь описывающей — систематическое описание и придание значения ходу событий может быть сопоставлено с фазами активности. Зрелая наука о политике является чистым и полным описанием «политических действий». Явления политики заключаются в активности групп, находящихся в конфликте друг с другом. Таким образом, «формируется один большой, перетекающий процесс», который приводит к дифференцированному действию групп, заключающемуся в их приспособлении («равновесие групп давления является действительным общественным состоянием»). Данное приспосабливание групп к политической среде Бентли называет «управлением». Например, законодательный акт является результатом действия групп давления, находящихся в состоянии конфликта, а не поиском общего блага. Отсутствие единства в делах государственной политики (policy) является естественным состоянием и указывает, что общего блага не существует.
Бентли считал, что понятие «общего блага», основанное на этических принципах, противоречит реалистическому (дескриптивному) характеру политических наук. Прагматический подход к политике подчеркивает только мнимый характер влияния индивидуумов на действия правительства (при описании групповой активности). Именно «интерес» становится категорией политического анализа, поскольку всегда выражается в групповом действии. Результатом давления, которое оказывает деятельность групп интереса, является направленность государственной политики. И это единственный фактор, который объясняет принятие политических решений.
В политике правительство вторично, являясь проявлением групповой активности и процесса приспосабливания, который следует описать. Правительство — это «приспосабливание или уравновешивание интересов». Кроме того, крупные, более общие группы интересов, как правило, в состоянии умерить «специальные интересы» (например, интересы промышленников, добивающихся повышения протекционистских тарифов), поскольку последние с точки зрения переговорного потенциала намного сильнее. Этот естественный поиск равновесия особенно четко виден в ходе парламентских дебатов. Бентли пришел к выводу, что число возникающих объединений является мерой стабильности демократии (здесь виден отдаленный отголосок Аристотеля). Следует подчеркнуть, что Бентли добился известности и влияния в политических науках только после II Мировой войны, особенно благодаря работе Дэвида Трумена.
Указанная проблематика приобрела — как мы уже вспоминали — значение после II Мировой войны, особенно после опубликования фундаментальных работ в этой области: в 1950 г. появляется работа Гарольда Лассвелла (Harold Lasswell) и Артура Каплана (Arthur КрЫАкВластъ и общество», через год — «Процессуправления» Дэвида Трумена. Трумен обратился к аристотелевской концепции zoon politikon — человека, как общественного существа, который естественным образом входит в состав различных общественных групп (соседской, профессиональной, религиозной или этнической группы). Характерной чертой современного общества является глубокая общественная дифференциация, результатом чего является тот факт, что человек одновременно участвует во многих группах. Поэтому формальные группы интереса выделяются в качестве способа упорядочивания внутренних связей между их членами и другими группами. Общность взглядов является самой существенной чертой группы интереса. Профсоюзы как наиболее очевидные группы интереса появляются в результате попытки стабилизации связей в определенной среде (например, печатников), затем в рамках мира труда, в конечном счете, происходит создание поля переговоров с работодателями. Разумеется, позже указанная теория нашла столько же противников, сколько и сторонников (в том числе, тех, кто ее значительно переформулировал — смотри, например, теорию группового лидерства Роберта X. Солсбери/Robert Salisbury/).
Существенным дополнением к приведенным исследованиям было утверждение, что вызов к жизни группы интереса определяют не только материальные проблемы: создаются также целевые группы (идеологические, проблемно-ориентированные) и солидаристские (принадлежность к определенному миру ценностей). Все более важной проблемой для политической системы становятся так называемые «зеваки» («gapowicze»), люди и группы, извлекающие пользу из организационных усилий и политической активности других.
В случае исследований групп интереса, а также форм гражданского неповиновения в политологических рассуждениях был сделан возврат к фундаментальным определениям Алексиса де Токвиля о роли объединений в публичной жизни Соединенных Штатов.
Дэвид Б. Трумен является именно тем американским политологом, который наиболее последовательно трактовал политику в категориях организованных и эффективных групп интереса, влияющих на государственные решения. «Утопический замысел» формирования государственной политики, основанный на системе полностью саморегулирующегося рынка, приводит к безработице, колебанию зарплат и цен, которые порождают общественную фрустрацию. «Эта фрустрация неминуемо приводят к созданию объединений — собственников, рабочих, фермеров —так воздействующих на правительство, чтобы смягчить и проконтролировать ущерб, вызванный указанной системой с помощью тарифов, дотаций, гарантий заработной платы, социального страхования и т. п.»
Поэтому группа давления использует понятие интереса: «сознательного желания проводить публичную политику или привести к авторитарному укреплению ценностей, действующих в особом, общем или специфическом направлении» (добавляет Ла Паломба - ра), что исключает группы, незаинтересованные в формировании публичной (государственной) политики. Деятельность групп интереса приводит к уравновешиванию социальной системы. Если же какая-либо группа потребует слишком многого, она ослабевает и раскалывается, поскольку каждый из ее членов одновременно является членом других групп (промышленники одновременно являются и потребителями или членами какой-либо церкви). Таким образом, возникает концепция «совмещающего членства», характерного для каждого общества Нового времени. Возникает и особая ситуация, когда формируются мощные «специфические интересы». Сразу же появляются группы, существующие как потенциальные группы интереса, которые пытаются их присвоить.
Следует помнить, что помимо групп давления, хорошо организованных, с квалифицированным персоналом и с иерархически построенной внутренней структурой, выделяются также и группы интереса, возникшие в результате существования какой-либо проблемы (так называемые, причинные группы), а также специфические группы интереса, каковыми являются гражданские инициативы.
Политическая власть в либеральных демократиях сильно рассредоточена. Происходит постоянная конкуренция между различными социальными и профессиональными группами, большинство из которых составляют группы интереса. Конкуренция, вписанная в правила деятельности групп интереса, а тот факт, что политическая система имеет открытый характер (постоянно появляются новые группы и требования), препятствуют появлению единого центра политической власти. Данная плюралистическая модель распределения власти образует пирамиду со многими вершинами разной высоты. Хотя политическая власть распределена неравномерно, все же ни одна из групп не имеет на нее монополию. Группы представляют интересы различных секторов общества; вместе с профессиональной специализацией и прогрессирующей общественной дифференциацией растет число групп интереса, хотя постоянно существуют группы работодателей, наемных работников, крестьян. На Западе, профессии, организующиеся в корпорации, например, юристы или врачи, принадлежат к наиболее старым и лучше всего организованным группам интереса.
Основная функция группы интереса состоит в распоряжении потоками политических связей между правящими и подвластными. Группы интереса являются частными организациями и объединениями, которые пытаются влиять на политику государства и политические решения. Их членами являются либо индивидуальные члены, либо организации, которые имеют общую цель, которой является защита данного интереса или его поддержка с помощью государственных институтов. Чтобы добиться указанной цели, они должны проникнуть в различные центры, принимающие политические решения: парламент, к президенту, премьеру, центральную администрацию, суды. Подобные попытки рассматриваются лицами, принимающими политические решения, как «давление», отсюда группы интереса называются также «группами давления» (до развития методов лоббирования применялся также термин lobbies). Группы интереса являются синонимом названия «фракция», применяемого в политических баталиях, начиная с XVII в.
В настоящее время данная проблема особенно подчеркивалась сторонниками так называемого плюрализма. Плюралисты доказывают, что группы интереса необходимы для надлежащего функционирования демократии, поскольку свободные выборы — этот фундаментальный инструмент, иными словами, процедура представительской демократии — давая возможность избирателям решать судьбу лиц, занимающих публичные должности, мало что сообщают политику об определенных решениях в социальной сфере, каких хотели бы граждане. Группы интереса обеспечивают передачу указанных ожиданий в центры политической власти.
Плюралистические версии демократии, в особенности, подчеркивают роль групп интереса, поскольку их соперничество обеспечивает внутренний уровень равновесия политической системы, оказывая решающее действие на результат политических конфликтов, некоторым образом, естественным путем, а, кроме того, они облегчают доступ к политической партиципации, участию в политических институтах и в принятии решений, имеющих большое значение для данного общества. Они обеспечивают также более широкое распределение власти, что является решающим условием существования демократии. Государство рассматривается как нейтральная арена взаимных и непрерывных столкновений отдельных групп друг с другом.
Политическая система, основанная на деятельности групп интереса, является, согласно плюралистам, демократической, поскольку каждый имеет право определиться, согласно своим взглядам и предпочтениям. Другим условием демократии, согласно плюралистам, является открытость политиков и политических институтов по отношению к требованиям групп интереса. Это означает свободную игру сил между отдельными группами интереса, которые соперничают
за «локализацию ценностей» и доступ к политическим средствам. Насколько в классической демократии гражданин приходил на агору (площадь, где собиралось народное собрание) — своего рода, публичное пространство, чтобы решать общественные проблемы, настолько в рамках указанной концепции (в сущности, либеральной), демократическая политика рассматривается, как столкновение политических интересов на свободном рынке.
Группы интереса, служа в качестве сетей коммуникации, расширяют охват общественных движений, воодушевляя и воссоздавая их своей активностью. В конечном итоге, группы интереса, связанные с общественными движениями (например, с движением за гражданские права), привлекают максимальное внимание государства, так как их успехи велики. Американская гражданская инициатива «Общее дело»(Сошшоп Cause) изменила процесс финансирования политических кампаний не в пользу больших корпораций, а деятельность консервативного объединения «Комитет по современным угро - ЗаМ»(Committee on the Present Danger) повлияла на международную политику во времена Рейгана. Экологическое движение преобразилось в группу интереса, чтобы затем приобрести черты политической партии (называемой «Зелеными»), Несмотря на все эти достижения гражданских групп интереса, следует помнить, что в политике преимущества имеют профессиональные группы интереса, например, бизнеса. Исследования Кея JI. Шлоцмана (Kay L. Schlozman) и Джона Т. Тирни (John Т. Tierney) показывают, что в различных областях при администрации Рейгана функционировало 52 % групп интереса, организованных корпорациями, 20 % составляли группы профсоюзов и бизнеса, а еще 8 % — профессиональные объединения.
Роль групп интереса выходит далеко за пределы непосредственного выражения интересов своих членов, поскольку они также могут укреплять политический консенсус. Например, в пестрой политической культуре Франции, где часты политические и идеологические споры, берущие свое начало в период французской революции, группы интереса выполняют агрегационную и интеграционную роль. Раз они занимаются посредничеством, то их функция арбитра, смягчающего конфликты, особенно важна.
В Латинской Америке — как показывает исследование Говарда Дж. Уирда (Howard J. Wiard) и Харви Ф. Клайна (Harvey F. Kline) в середине восьмидесятых годов — не существует согласия о том, что победа на выборах является единственным способом получения власти. Поэтому деятельность групп интереса не должна быть обязательно направлена на центры принятия политических решений. Группы могут применять другие стратегии получения власти: насилия (армия), контролируемого насилия (профсоюзы, крестьяне). Политические партии не составляют основной базы объединения интересов, поскольку политическое влияние так называемой олигархии девятнадцатого века: армии и крупных землевладельцев (latifundistas) продолжает оставаться в силе. Хотя, разумеется, изменения общественной структуры вызывают к жизни новые политические силы; особенно в период интенсивной индустриализации после Мирового кризиса и II Мировой войны.
Многочисленность групп интереса, участвующих в непрестанной борьбе за доступ к центрам принятия политических решений, заставляет задать вопрос об уровне «управляемости», т. е. принятия политических решений в демократии. Политика становится непрерывными торгами между институтами власти и различными группами интереса, что может способствовать политическому ступору в принятии решений. В определенный момент государство может стать одной из многих групп, участвующих в торгах, группы же интереса могут замениться «правящими институтами» (так произошло в случае британского конгресса тред-юнионов — БКТ). Джек Макинтош (Jack Mackintosh) в своем исследовании «Правительство и политика в Великобритании» показывает, как распадалась так называемая Вестминстерская модель осуществления власти. В результате этого консенсус — вместо того, чтобы стать центральным принципом функционирования демократии — стал всего лишь «наименьшим общим знаменателем» политики, нацеленной на то, чтобы избегать затруднений.
Удивляют в этом процессе и другие отрицательные явления. Появляются новые притязания, которые не может «обслужить» ни одна из существующих групп интереса. В результате этого следует ожидать неожиданных общественных реакций, дестабилизирующих равновесие: высокого уровня абсентизма на выборах, голосования за партии и кандидатов, находящихся вне политики консенсуса, таких движений протеста, как экологическое движение или движение против налоговой системы.
Группы интереса могут также приобрести черты политической организации sensu stricto (в непосредственном смысле), поскольку они стартуют на выборах, чтобы получить своих представителей в парламенте и уподобляются тем самым партии. Примером данного типа поведения было выражение своих ожиданий сообществом пенсионеров и получателей пособий в Польше, последующая его консолидация и преобразование, в конце концов, в политическую партию. Часто правительственные учреждения пытаются влиять на политику, приобретая, таким образом, черты группы интереса.
Методы, применяемые группами интереса, зависят от политических институтов, партийной системы и политической культуры, общественных проблем, а также характерных черт данной группы интереса. Рассмотрим отдельные проблемы.
В Великобритании, например, структура государства является централизованной и находится в руках узкой элиты, располагающейся в рамках исполнительной власти. Основная задача групп интереса основывается на получении доступа к министрам (лучше всего, к членам Кабинета министров). В то же время, во французской IV Республике (с парламентским строем) проблема заключалась, главным образом, в доступе к депутатам. В федеральных государствах речь идет главным образом о распределении влияния между институтами штатов и федеральной администрацией (например, борьба мелких оптовиков с крупными сетями магазинов в двадцатые и тридцатые годы в отдельных штатах США).
Характер партийной системы модулирует связи с самыми мощными группами интереса. Известно, что сила и значение британской лейбористской партии зависели от профсоюзов (указанную ситуацию меняет в настоящее время Тони Блер). В американской системе, где партийная дисциплина слаба, а также отсутствуют большие идеологические различия между партиями, конгрессмены особенно подвержены давлениям локальных групп интереса. Многопартийная система — это Эльдорадо для групп интереса — они могут свободно передвигаться в политическом ипіл’екит, выбирая партнеров и заключая временные союзы.
В американской политической культуре отмечена толерантность к деятельности групп интереса в большей мере, чем в европейских либеральных демократиях (на что, несомненно, оказывает влияние этатистская традиция). Профсоюзы в США как группы интереса рассматриваются, как правило, с большим недоверием, чем организации работодателей. В свою очередь, «непосредственное действие» и использование насилия оказывается типичным для некоторых политических культур или групп интереса (например, для французских фермеров). Традиция авторитарного государства в Германии объясняет относительную слабость местных групп интереса, которые помимо этого ограничены структурами профессиональной самоорганизации.
Группы интереса реагируют различным образом в определенных обстоятельствах, хотя их цели остаются неизменными. Рамки и характер их деятельности определяются политической культурой, уровнем чувствительности общества к определенным задачам, а также гибкостью при восприятии требований групп интереса политическими институтами. Несомненно, что в данном случае большое значение имеет модель распределения власти, характерная для данной политической системы.
Характеристика группы интереса
Цели группы интереса могут накладывать отпечаток на способы их достижения (например, группы, выступающие против абортов, влияют на отбор кандидатов от республиканской партии). Правительство нуждается в поддержке групп интереса при выработке определенной политики (например, отсутствие поддержки врачей определил крах реформы системы медицинского обеспечения в США, подготовленной так называемой комиссией Хилари Клинтон).