Политология

Автор: | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428

Демонстрация

В течение многих лет некоторые группы давления, особенно, так на­зываемые группы протеста, применяют различные методы противо - действия политической системе. Демонстрации могут приобретать различные формы: пикетов, массовых маршей, бойкота, занятия общественных зданий.

В случае пикета важнее всего не число участников, а обществен­ная проблема, которую ставят и к которой привлекают внимание. общественного мнения. Обычным для сторонников «Объединения реальной политики» является пикетирование учреждений казна­чейства в так называемый День налогоплательщика. В массовых маршах количество участников не только демонстрирует силу убежденности, но и формирует коллективную самоидентификацию


с «делом». Марши сопровождаются, как правило, скандированием политических лозунгов и слоганов (хотя и известны нашумевшие случаи молчаливых маршей: «черное шествие» варшавских по­средников, «белый марш» против абортов, организованный отцом Тадеушем Рыдзыком/ТасЬшг Бруску к/).

Практикуется также преследование политических оппонентов щекотливыми вопросами, особенно во время предвыборных со­браний или переговоров представителей правительства с демон­странтами. Блокада дорог — это необычайно популярный метод, доведенный до совершенства французскими фермерами, принятый на вооружение «Самообороной». Оккупация общественных зданий заключается в том, чтобы парализовать работу центров, где при­нимаются решения; это является разновидностью так называемых, сидячих забастовок яИ-т. В Польше наиболее впечатляющим оказал­ся протест медсестер в Министерстве труда и социальной защиты, который позднее был продолжен напротив здания министерства.

Демонстрации как определенный тип политической активности, помимо различных политических целей, обладает столь же харак­терными чертами. Ими являются, во-первых, непосредственное и ак­тивное участие членов группы (отличающееся от пассивного участия в акции: подписание петиций, сбор пожертвований). Помимо этого демонстрация позволяет пережить определенный коллективный опыт, который усиливает поддержку целей группы. В ходе акции лидеры движения приобретают преданных и эффективных сторон­ников. Во-вторых, демонстрация рассчитана на провоцирование ответной реакции противостоящих групп, а также правоохранитель­ных органов и полиции. Благодаря этому демонстранты привлекают симпатии беспристрастных или нейтральных зрителей. До момента начала демонстрации, особенно, связанной с жесткой реакцией сил правопорядка, зрители не знают целей группы. Именно неприятие жестокости или преследований приводит к тому, что они начинает идентифицировать себя с демонстрантами. Наконец, в-третьих, одной из общих целей демонстрации, как правило, является при­влечение внимания общественного мнения. Такого рода материал является обычно лакомым куском для средств массовой информа­ции, поэтому сообщения о целях протеста публикуется даром. Это немаловажно, особенно для протестующих гражданских групп.

Забастовка является методом, применяемым обычно для достижения экономических целей. Она может принимать политический характер. Контролируемый коммунистами центральный орган профсоюзов СОТ по распоряжению Москвы вызвал в 1945 г. серию забастовок, чтобы предотвратить участие французского правительства в плане Маршалла, а также присоединение к Пакту европейской безопасно­сти. Во Франции, Испании и Италии, где анархо-синдикалистская традиция очень сильна, всеобщая забастовка применяется для свер­жения правительства или отставки министра. В свою очередь, за­бастовки в государственной администрации приобретают полити­ческий характер (например, итальянская забастовка, проведенная польскими таможенниками в 1997 г.).

Забастовки являются эффективным оружием лишь тогда, когда трудящиеся в состоянии хорошо организоваться. Такой действенной формой организации для защиты собственных прав в конце XIX ве­ка, становится профессиональный союз. Профсоюзы, как правило, являются базой для пополнения политических партий, что также повышает релевантность (значение) политических партий.

Поэтому не удивительно, что возникают профсоюзы с различ­ной идеологической окраской: от профсоюзов, поддерживающих революционную идеологию до христианских профсоюзов, главным программным принципом которых является идея социального пар­тнерства (сотрудничество капитала и труда).

Синдикалисты (или анархо-синдикалисты) — это наиболее ра­дикальная форма профсоюзного движения. Их название происходит от французского слова syndicat—профессиональный союз. И именно во Франции синдикалистское движение набирает силу (и со време­нем распространяется на Италию, Испанию, Латинскую Америку). Синдикалисты надеются взять под контроль процесс производства, упразднить частную собственность и ввести справедливое распре­деление благ. Синдикат, или профсоюз, имеет, следовательно, две цели: привести к революции, а затем стать органом, управляющим собственностью. На пути осуществления этого наполовину анархи­ческого, наполовину социалистического идеала, стоит буржуазное государство с целой сетью политических институтов. Итак, ничего удивительного, что синдикалисты переносили свое неприятие буржуазных институтов на всю сферу политики и политических мето­дов. Они считали представительское государственное устройство (особенно, парламент) сугубо враждебным, поскольку этот институт в течение длительного времени постепенно закреплял социальную несправедливость. Такие синдикалисты, как Фердинан Пеллутье (Ferdinand Pelloutier), Эмиль Пюже (Emil Puget) или Поль Делесаль (Paul Delesalle) однозначно отрицали участие в политике, противо­действуя, между прочим, привлечению трудящихся в политическую партию. Они высказывались в пользу «непосредственного действия» (идея Пьера Прудона/Pierre Proudhon/) при помощи профсоюза — единственно приемлемой формы организации. Эффективной акцией, приводящей к свержению буржуазного государства, должна была стать всеобщая забастовка. Когда во Франции в 1902 г. была основана Corf£deration Generale du Travail (CGT) (Всеобщая конфедерация труда — ВКГ), синдикалисты стали ее контролировать.

Наиболее известным теоретическим трудом анархо-синдика - лизма явились «Размышления о насилии» Жоржа Сореля (George Sorel) 1908 г. Он считал, что всеобщая забастовка увенчается успе­хом, если трудящиеся будут руководствоваться «мифом». Миф вы­ражает не только стремления масс, но является также продуктом напряженной воли, которая стремится придать форму истории. Это можно осуществить, только прибегая к насилию, которое является проявлением героической морали. Без него нельзя уничтожить ту развенчавшую себя форму общественной жизни, которой является буржуазный парламентаризм.

После I Мировой войны синдикалисты пытались осуществить идею всеобщей забастовки. Во Франции и Германии двадцатых годов прошли мощные всеобщие забастовки, были остановлены фабрики, средства связи, предприятия сферы услуг, но без ожидае­мого результата. В итоге, большинство профсоюзов выбрало мирный путь осуществления своих принципов (без применения насилия). В тридцатые годы профсоюзы с большим успехом применяли так­тику захвата фабрик, а также сидячие забастовки. Всеобщие же забастовки, на что надеялись синдикалисты, не подорвали основ частной собственности.

Иначе обстояло дело с осуществлением общественного идеала анархо-синдикалистов. Наиболее впечатляющим примером явилась деятельность испанских анархо-синдикалистов, организованных в «Национальную конфедерацию трудящихся». Их политическим продолжением являлась «Анархистская иберийская федерация». В первые месяцы гражданской войны они практически осуществляли контроль над восточной частью Испании: захватили фабрики и же­лезные дороги в Каталонии, в сотнях сел Андалусии, Леванта и Ка­талонии осуществляли идею сельскохозяйственных кооперативов. Конец этому положила братоубийственная борьба с коммунистами из Partido Socialista Unificado de Catalunya (Объединенная социали­стическая партия Каталонии) в 1937 г. Позже анархисты приняли участие в антикоммунистическом путче полковника Кассадо 4 марта 1939 г., однако уже 22 марта республиканцы вручили генералу Фран­ко акт о безоговорочной капитуляции.

Стоит вспомнить, что организованное профсоюзное движение в Европе привело к созданию социалистических и лейбористских партий, которые поставили под вопрос доминирование либеральных и консервативных партий. Например, британская лейбористская партия была основана в 1906 г. социалистами (фабианской ориен­тации) и профсоюзными деятелями; потом к ним присоединились социал-либералы. Аналогичный процесс протекал в Германии и Скандинавии: сила социал-демократических партий была резуль­тирующей силы профсоюзов. Фактически раздробленное, но очень многочисленное профсоюзное движение во Франции привело к быстрому росту социалистической и коммунистической партий. Возникновение этих партий не привело к маргинализации либе­ральных и консервативных партий. Это скорее объясняет, почему на европейском континенте так часто проявляется многопартий­ность. Аналогично, относительная слабость движения трудящихся в США объясняет отсутствие на общенациональной сцене идеоло­гизированных партий.

Разумеется, возникает вопрос о роли профсоюзов в постинду­стриальном обществе. Сохранится ли традиционная роль и сила про­фсоюзов на переговорах в рамках политической системы? Особенно четко это видно на примере стран Центральной и Восточной Европы, которые переходят в постиндустриальную стадию. Международная организация труда оценила, например, что с 1989 г. численность членов профсоюзов в Польше упала на 30%.

Профсоюзы являются бюрократическими организациями; Сей­мур Мартин Липсет выдвинул даже в «Ното ро1Шст» («Человек политический») рабочую гипотезу о том, что чем более централизо­вана промышленность, тем больше потребность в бюрократизации профсоюза. Способ организации профсоюза может быть сравним со структурой корпорации. Поэтому не стоит надеяться на суще­ствование в нем внутренней демократии. Напротив, профсоюзы максимально полно подтверждают тезис немецкого социолога Роберта Михельса о «железном правиле олигархии», который он сформулировал на основании исследований принципов деятельности немецкой социал-демократии. В случае профсоюзов это правило проявляется в следующих принципах: в профсоюзных вопросах ре­шающими являются взгляды лидеров; существует монополия узкого руководства на выработку политического опыта и его применения; не проявляется организованная оппозиция; лидеры используют профсоюзную машину для сохранения своего статуса, что означает низкий уровень продвижения или ротации лидеров.

Другой важный вопрос относится к модели промышленных переговоров между работодателем и наемным работником, а также кроли государства. Одна формула действует в либеральном госу­дарстве, другая — при использовании корпоративной практики. Возникает вопрос о роли так называемых социальных партнеров. Показательными, с этой точки зрения, являются решения Европей­ского Союза.

Движение в сторону рыночной экономики в Польше потребова­ло также качественного изменения в области общественного диалога. Около 290 профсоюзов было зарегистрировано на общенациональном уровне. Подобная раздробленность приводит к тому, что критерии их представительности трудно определить. Наиболее организован­ными, а также самыми крупными являются Независимый самоу­правляемый профсоюз «Солидарность» (НСПС «С») и Общепольское согласие профсоюзов (ОСПС). Обе организации получили возмож­ность создать федерацию или действовать на общенациональном уровне. Только сильные профсоюзные представительства позволяют придать общественному диалогу высокое качество.

НСПС «С» является общенациональной профсоюзной орга­низацией. Его структура имеет территориальную основу и опирается на организации предприятий. Он состоит из 38 региональных структур и 16 секретариатов. К нему принадлежит около полутора миллионов членов. ОСПС — федерация профсоюзов. Его структура отраслевая, а в его состав входит 105 организаций. Он имеет 15 реги­ональных представительств. По оценке, к нему принадлежат около четырех миллионов членов.

Следует подчеркнуть тот факт, что большинство членов про­фсоюзов принадлежат к общественному сектору производства, тогда как больше всего конфликтов между работодателями и наемными работниками отмечается в частном секторе. Это является самым слабым моментом реализации коллективных договоров в Польше.

Несмотря на значительный рост коммерческих организаций после 1990 г., частный капитал находится пока на начальном эта­пе своей деятельности. Действительно, в 1998 г. было отмечено существование свыше двух миллионов частных фирм, но это не отражается на силе организаций работодателей, еще и потому, что большинство из них — это маленькие фирмы. Собственники фирм не выражают чрезмерного энтузиазма по отношению к идее профсоюзной самоорганизации. Мелкие и средние предпринимате­ли не желают участвовать в таких организациях, поскольку польза от них не столь очевидна.

Это нежелание проявлялось особенно, тогда, когда несколько групп интереса, составленных из предпринимателей, попытались протащить закон об обязательном членстве в профсоюзной органи­зации. Это оказалось не слишком удачной попыткой осуществления немецкой модели экономического самоуправления. В результате, польские работодатели смотрят на такие попытки с недоверием и опаской. Еще меньше они готовы проявлять интерес к организо­ванной активности.

«Конфедерация польских работодателей» (КПР) является основной организацией в Польше. Она была создана в 1989 г. и со­стоит из 71 организации работодателей. Существуют также иные организации, такие как, например, «Национальная конфедерация частных работодателей». Большинство работодателей принадлежат к государственному сектору. КПР участвует в процессе создания за­конов, предлагая разные услуги своим членам, однако их качество ограничено по сравнению со стандартами ЕС.

Сила организаций работодателей по сравнению с силой польских профсоюзов — низка. В довершение всего, профсоюзы проявляют тенденцию пренебрегать или даже игнорировать такие организации, тогда как частные предприниматели сопротивляются созданию профсоюзных организаций на своих предприятиях. Таким образом, общественные конфликты с уровня предприятия или ло­кальной организации переносятся на уровень правительственной администрации в надежде получить дополнительные преимущества. На уровне предприятия профсоюзы могут вести переговоры только о перераспределении средств, которыми располагает данное пред­приятие. В некоторых отраслях — особенно в тех, кто утрачивает свое привилегированное положение — дело доходит до частичного слияния интересов сторон.

«Трехсторонняя комиссия» является в Польше самым важным институтом общественного диалога, учитывая ее компетенцию и размах деятельности. Социальные партнеры, а также правитель­ство решили создать ее во исполнение закона, именуемого «Пактом о государственном предприятии», принятом в 1993г. В настоящее время правительство, работодатели, НСПС «С» и ОСПС представле­ны в «Комиссии» пятью делегатами. Семь отраслевых профсоюзов имеют одного делегата.

Отсутствие четких регулирующих норм, касающихся рабо­тодателей и наемных работников делает «Комиссию» органом, в котором сосредоточивается решение наиболее важных вопросов. Она административным путем устанавливает уровень прибавок к зарплате. Решение распространяется на всю страну. Этот уровень определяется, согласно двум критериям: устанавливаемому уровню инфляции и приросту ВВП. Подобная процедура может усиливать инфляцию за счет опережающего роста заработной платы над тем­пами производства.

Хотя волна забастовок снижается, одного процесса налажива­ния общественного диалога недостаточно. Действительно, несмотря на то, что посредничество позволяет избежать забастовок, коллек­тивные договора трудно заключать по причине отсутствия нарабо­танных механизмов достижения консенсуса. Другая проблема — это совершенствование методов посредничества среди профсоюзных деятелей. Целью проекта должен стать перевод общественного конфликта в цивилизованные формы по месту работы. Личные контакты между социальными партнерами так же важны, как и техническая поддержка при переговорах о коллективных договорах. Все же, эффективное решение общественных конфликтов продолжает рас­сматриваться в политическом или экономическом контексте.

Наиболее важным аспектом в данном вопросе является тот способ, с помощью которого страны — кандидаты в ЕС воплоща­ют в жизнь законодательство ЕС в области социальной политики. Экономическая глобализация наряду с обостряющейся конкурен­цией накладывает свой отпечаток на дебаты по поводу демпинга и заработной платы. Европейская комиссия в 1993 г. утверждала следующее: «С одной стороны, конкуренция, основанная на есте­ственном преимуществе в области ресурсов, что часто является результатом более низкой стоимости труда и стремления к более продолжительному рабочему времени, является самым лучшим способом улучшения своего положения развивающимися странами. Однако, с другой стороны, эксплуатация работника не может быть инструментом конкуренции» («Зеленая книга о европейской соци­альной политике»).

Ключевым элементом общественной модели в Европе являются отношения в промышленности. Отношения в производстве являются исключительно важным элементом социально-экономической систе­мы. Европейские страны, в том числе, принадлежащие к ЕС, пред­лагают большой объем свобод для организаций работодателей и тру­дящихся. Это позволяет им определять те принципы, которые могут юридически влиять даже на тех, кто не является их членами. Права, проистекающие из объединения, могут определять, как руководство фирмы, так и ее работники должны приходить к установлению равно­весия противоречащих друг другу интересов, особенно, по вопросу заработной платы. Правовые рамки коллективных договоров опреде­ляют, будут ли положения, установленные в процессе переговоров, обязательными также для фирмы и работников, не являющихся сторонами при переговорах (т. е. физических и юридических лиц, не имеющих членства в указанных объединениях работодателей и наемных работников). Более того, законодательство может решить, на каком уровне (фабрики, предприятия, региона, отрасли, страны или континента) будут заключаться коллективные договора.


Все эти проблемы влекут за собой различные последствия: как социальные, так и экономические. Правовые рамки коллективных договоров оказывают большое влияние на расстановку сил на рынке труда, на дифференциацию заработной платы и даже на положение женщин на рынке труда. Экономические дебаты сосредоточиваются, главным образом, на проблеме соотношения оптимального уровня де­централизованных и централизованных коллективных договоров.

Совет министров ЕС принял несколько директив касательно отношений в промышленности, а также трудового законодательства: Директиву 75/129/ЕС, с поправками в Директиве 92/56/ЕС о коллек­тивных договорах, Директиву 77/187/ЕС о переносе места работы, Ди­рективу 80/987/ЕС о неплатежеспособности работодателя, Директиву 91/383/ ЕС о безопасности и гигиене труда временных работников, Директиву 91/533/ЕС, устанавливающую обязанность работодателя информировать работников об условиях труда и трудовых отноше­ниях, Директиву 93/104/ ЕС о некоторых аспектах регулирования рабочего времени, Директиву 94/33/ЕС о защите молодежи на работе, а также Директиву 96/71/ЕС об откомандированных работниках.

Следует также определить роль социальных партнеров при развитии европейской социальной политики. При ратификации Амстердамского договора, в него было включено «Соглашение» с подзаголовком «Социальная политика», которое содержится в Ма­астрихтском договоре.

Процесс налаживания общественного диалога был инициирован в 1993 г. с помощью «Белого документа о росте, конкурентоспособно­сти и занятости», после которого Европейским советом в Эссене была определена европейская стратегия в области занятости. Это указывает на важность проблемы безработицы в рамках политики ЕС.

Что касается первой задачи (улучшения возможности заня­тости), от социальных партнеров требуется на разных уровнях от­ветственности и деятельности, заканчивать переговорный процесс соглашением, что связано с растущими возможностями обучаться, передавать опыт работы, а также из-за иных мероприятий, предпри­нимаемых с целью улучшения возможности занятости.

Что же касается третьей задачи (поддержка процесса адап­тации), то социальные партнеры приглашаются на переговоры на заданном уровне, в частности, на уровне фабрики или отрасли, для согласования вопросов, касающихся улучшения организации труда, включая изменение графика рабочего времени, что имеет целью повысить производительность и конкурентоспособность, сохраняя равновесие между гибкостью процесса и безопасностью труда. Подобные соглашения могут, например, определять годовой объем рабочего времени, снижение рабочего времени, сокращение сверхурочных, развитие занятости на неполную ставку, проводить практику непрерывного обучения.

Европа проходит стадию изменений в промышленности, а также процесс модернизации и реструктуризации. Европейские «Социаль­ные партнеры» согласны, что этот процесс необходим, чтобы под­держать конкурентоспособность предприятий, гарантировать их рост и возможность создания рабочих мест. Однако эти шаги должны сопровождаться шагами в области социальной политики (вклад «Со­циальных партнеров» в Люксембургский саммит с подзаголовком «Занятость», ноябрь 1977 г.)

ЕТЕГС обращают внимание на общественный диалог, информирование и консультации с трудящимися (а также с их представителями) согласно с действующим европейским на­циональным законодательством. Практика согласования оказывает влияние на общественно-экономическую ситуацию в городах и ре­гионах, поскольку реструктуризация промышленности содействует занятости. Информация и консультации позволяют заранее выявлять препятствия реструктуризации, планировать занятость на уровне фирмы, отрасли и региона. «Социальные партнеры», сознавая весо­мость проблемы, подтвердили, что будут и в дальнейшем развивать обмен мнениями по данной теме в рамках общественного диалога.

На европейском уровне в настоящее время проходят дебаты на следующую тему: следует ли расширить область действия ука­занных Директив? Должны ли быть использованы на данном уровне консультационные, а также арбитражные процедуры? На основании исходных данных, касающихся труда на неполную рабочую неделю, между 1ЛЧ1СЕ, СЕЕР и ЕТИС прошли консультации по вопросу будущей директивы о получении информации и консультациях с работниками в рамках данной страны.

5 ноября 1997 г. Европейская комиссия приняла документ по во­просу консультаций с социальными партнерами на европейском уровне и рекомендовала ряд принципов, направленных на уста­новление фундаментальных рабочих законов в области информа­ции и консультации по поводу решений, оказывающих влияние на их жизнь. Сформулированы также процедуры, которые предот­вращают социальные последствия изменений в промышленности и реструктуризации, усиливая связь между передачей информации и консультациями в соответствии с социальными и стратегическими проблемами. Роль представителей трудящихся усиливается тогда, когда при принятии решения не учитываются вопросы занятости. В настоящее время остается еще множество проблем в этой области для взаимных согласований.