Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Первоначально власть была воплощена в лице короля, со временем она надела маску анонимности, становясь бестелесным и бесчувственным инструментом общей воли. Как Божественное право, так и суверенитет народа растут из одного и того же корня — идеи суверенитета — идеи того, что где-то имеется право, которому должны уступить место другие права. Ее обоснование взято из «высшей воли» приобретающей форму или «воли Божьей», или «всеобщей воли».
В повседневном и обыденном мышлении средневековье считается синонимом темных веков, монархия же того периода представляется как произвольная и с неограниченными полномочиями, опирающая на авторитет и власть Бога. Указанное большое понятийное преувеличение — как замечает Бернар де Жувенель — служило удобным исходным пунктом для такой интерпретации политической эволюции, которая имела своей целью обоснование свободы Нового времени. В этом нет ни слова правды. Власть во времена средневековья была: (1) разделена, например с Curia Regis (в норманской Англии — собрание феодалов, откуда выводится Королевский совет — Privy Council, а затем Кабинет министров); (2) ограничена
и, прежде всего, (3) она не была суверенной.
Тем временем, суверенная власть означает: обладание правовым авторитетом, способностью к изменению поведения ее подданных, при одновременном навязывании таких принципов правления, какие ей выгодны; тогда, как она определяет законы для других, сама она находится над законом, абсолютна. Власть в средневековье распределена совсем иначе — ограниченной посредством lex terrae (неизменные обычаи данной страны). Наименование короля наместником Божьим на земле позволяло напоминать, что раз он отправляет власть на земле как ее хранитель, его обязанностью есть такое применение власти, которое соразмерно намерениям и воле Бога, от которого он ее получил. Хорошо это показывают слова Ива Шартрского (Yves de Chartres), написанные Генриху I после его интронизации: «Никогда не забывай, Князь: ты слуга Бога, а не их господин, ты слуга слуг Божьих, а не его господин, ты их защитник, а не властелин твоего народа».
Вместе с освобождением князей из-под контроля Рима, суверенитет стал не мандатом Бога на земле, а исключительным правомочием его слуг, поскольку Бог — Отец и защитник человеческих обществ, самолично делегировал некоторых лиц для правления: помазал их елеем, послал их и снабдил вооруженной поддержкой, чтобы осуществлять правосудие на этой территории. Оснащенный таким образом, король становится для своих подданных абсолютным повелителем. Великолепное краткое изложение указанного взгляда дает Людовик XIV в инструкции дофину: «Тот, кто отдал королям мир, повелел, что они должны почитаться как Его представители, оставляя только Ему право осуждать их действия. Тот, кто родился подданным, должен безропотно повиноваться: такова воля Бога». Так возникла доктрина «Божественного права властителя». Добавим, права абсолютного властителя. Произошло отождествление народа с особой суверена.
Жан Боден (1530-1596) является первым теоретиком, который сформулировал понятие суверенитета: суверенного органа власти как существенного и необходимого элемента государства. Этот бывший кармелит стал близким советником Генриха Валуа после его бегства из Польши. В 1576 г. он публикует «Шесть книг о республике». Народ лишается всякой власти для того, чтобы передать ее Суверену. Базовым для понятия суверенитета является вопрос закона (lex, loy) — или «справедливых приказов» суверена. «Отсюда видно, что принципиальный пункт суверенного величия и абсолютной власти основывается, главным образом, на установлении законов для подданных без их согласия». Происходит отделение власти суверена от народа и монополизация им законодательной власти. Монарх, действительно, сохраняет естественную свободу подданных, однако как суверенная власть, может ее ограничивать. Если же он грубо нарушает ее, народ имеет право на сопротивление (включая право на активное сопротивление). Суверенитет власти монарха означает, следовательно, естественное и неотъемлемое право на наивысшую автономию. Власть суверена располагается над народом как его безраздельная собственность, хотя она продолжает нести ответственность перед Богом.
Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) свой вариант общественного договора выводит из пессимистической концепции природы человека. В природном состоянии, пишет он в «Левиафане», страсти человека берут верх над разумом. Природным состоянием есть «война каждого с каждым», то есть без принуждения не может быть мира. Целью добровольного согласия на формирование государства является безопасность. Другой целью является передача власти суверену всеми будущими подданными на основании договора. «И тот, кто воплощает эту особу, называется Сувереном, о нем говорят, что он имеет силу Суверена о каждом человеке, что тот является его подданным». Обязанность повиновения всем приказам суверена не знает исключений, разве что суверен не выполняет целей договора— обеспечение безопасности. Таким образом, Гоббс создает концепцию абсолютной власти. Власти, которая не должна заключаться в лице единоличного властителя». Как замечает Станислав Гжибовский, на этой концепции основана доктрина власти английского парламента (благодаря лорду Уильяму Блекстоуну/William Blackstone/). Из нее родилась также концепция Общей воли Жан-Жака Руссо (Jean-Jacques Rousseau).
Руссо (1712-1778) в «Общественном договоре» при помощи общей воли перенес суверенитет монарха на народ. В отличие от Гоббса, индивидуумы в силу общественного договора отдают все не кому - то вне себя, но целостному началу, в состав которого они входят. «Каждый из нас отдает общности свою личность и всю свою силу под верховное руководство общей воли — а мы все сообща принимаем каждого члена как неотделимую часть целого». Имеется только одно условие, состоящее в передаче власти суверену. Этот суверен, в случае Руссо, является коллективным существом. «Итак, я утверждаю что суверенитет, состоящий в осуществлении общей воли, не может подвергаться отчуждению и что суверен, будучи коллективным существом, может быть представлен только самим собой».
Когда идея суверенитета будет связана с идеей народа, что произойдет в XIX в. мы будем иметь дело с современной концепцией суверенитета. Суверенитет означает независимость и власть, которые являются верховными, будучи отделенными, или же они транс - цендентно верховные и располагаются над политическим обществом; поскольку они являются естественным и неотъемлемым правом, которое служит определенному целому (первоначально — особе суверенного князя - или народу). Из этого следуют, согласно Жаку Маритену, три необычайно существенные затруднения:
(1)суверенное государство является правовым и расположено’ над сообществом народов и наделено абсолютной независимостью, сверх этого, указанная абсолютная независимость является неотчуждаемой (по отношению к большему политическому телу или мировому сообществу);
(2)суверенное государство обладает властью, которая является абсолютно верховной (следовательно, принцип плюрализма оказывается отброшенным);
(3)суверенное государство обладает верховной властью, осуществляемой без ответственности.
Те, для кого суверенитет становится основным принципом организации государства, делают из него фундаментальную ценность. Его главенство по отношению к правомочиям индивидуума выражается, например, в гегелевской концепции государства: государства как органического целого, в котором человек находит свои правомочия и призвание. Его примат над другими субъектами общественной жизни становится оправданным благодаря принципу суверенитета. Благодаря французской революции, осуществился значительный перелом: правительство признается как выявление демократической воли и отождествление суверенного государства осуществляется через народ. Народ стал для Европы фундаментальной ценностью (la nation sacre — священная нация, франц. — прим. перев.), что французские революционеры выразили знаменитой фразой: «Суверенитетявляется единым, неделимым и нерушимым: он принадлежит народу».
Поэтому ничего удивительного, что суверенитет нашел своих критиков. Так было в случае Леона Дюги (LeonDuguit), знаменитого французского юриста. «С помощью фикции, или как сказали бы другие, с помощью абстракции, установлено, что Общая воля, которая на самом деле, исходит от лица, наделенного политической властью, исходит из коллективного бытия, Народа, властители которого являются ничем иным, как инструментами. Правители стараются всегда утвердить это убеждение в головах своего народа, поскольку они понимают ее пользу для себя, таким образом, они получают согласие на свою власть или тиранию (Л. Дюги «Государство, объективное право и положительные законы»).
Добавим, что концепцию суверенитета использовали в XX в. также и теоретики авторитаризма.
Самым выдающимся политическим философом, который признал суверена единственным политическим субъектом, конституирующим порядок, был Карл Шмитт (Carl Schmitt, 1888-1985) На то, возникнет ли государственный порядок, окажет влияние решение суверена. Сначала всегда имеется хаос природного состояния как результат постоянной борьбы за существование. Этот хаос является синонимом догосударственного состояния. Власть суверена не должна быть оправдана моральными или экономическими соображениями. Его решение является также источником права. «Нет нормы, — писал он, — которая могла быть применена к хаосу. Порядок должен быть создан так, чтобы правопорядок мог обрести смысл. Должна быть создана нормальная ситуация, и сувереном является тот, кто окончательно решает, действительно ли господствует это нормальное состояние. Любое право является ситуационным правом. Суверен
создает и гарантирует ситуацию как целое в его тотальности. Он обладает монополией на окончательное решение» (К. Шмитт «Политическая теология и другие произведения»).