Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Идея народа возникает в творчестве Гер дера, ее подхватывают националисты разного толка в Германии, Италии, Франции, Польше и Чехии. Весна народов 1848 г. — это пора пробуждения народов. Если идея народа приводит Джузеппе Маццини (Giuseppe Mazzini) или Иоахима Лелевеля к созданию оптимистического варианта европейского порядка как добровольного и мирного сосуществования народов, то для немецких националистов невозможно представить возникновение народа без необходимости столкновения с другими народами. Эта констатация станет тем более очевидной с того момента, когда националистическая мысль усвоит идею социал-дарвинизма (уже Г ер дер писал, что завоевание творит отдельную политическую реальность в виде нового государства). В определенный момент в немецком обществе появляется фолькистская (от немецкого Volk, что означает народ — прим. перев.) концепция «жизненного пространства» как необходимого условия развития народа, который выражает элементарную волю силы. Развитие одного народа должно было происходить за счет более слабых народов, то есть находящихся на более низком уровне культурного развития и хуже организованных. Чешский националист Франтишек Палацкий (Frantisek Palacky) будет искать в сопротивлении чехов завоеваниям самые возвышенные моменты истории этого народа (так, например, он трактовал историю гуситского движения).
Национальное государство естественным образом стремится очертить границы совместного исторического опыта и культурного единства. Можно также попытаться утверждать, что в интересах национального государства лежит создание такой структуры управления, которая отражает его «чистоту». Одним словом, политические элиты государства стремятся к тому, чтобы создать унитарное государство (хотя, разумеется, имеются существенные исключения из правила).
Аналогичное явление имеет место в случае национализма Третьего мира. Например, колониальное господство в Африке оставило после себя практику классификации этнических групп, поскольку политические и этнические границы в доколониальной Африке редко совпадали между собой. Отсюда главной силой, цементирующей племена в единый народ, стало постколониальное государство. Как это понял творец Сенегала Леопольд Сенгор (Leopold Senghor), «Народ выражает себя через государство. Государство является первичным средством формирования народа». Африканский подход к соотношению народа и государства находится в согласии с европейской националистической мыслью XIX в. (значительным исключением явилась Нигерия со своим многонациональным федеральным государством, объединяющим народы азикиве, авалово, говон, иго, йоруба, канури, хауса). В так называемой, «Декларации Аруба» 1967 г. ТАНУ, правящая в Танзании партия Джулиуса Ньерере (Julius Nyerere), провозглашает идеологию особого африканского социализма как базового принципа развития страны. Ключевым понятием является iijamaa (термин из языка суахили), который относится к африканским паттернам кровного родства и клановой связи как основы построения танзанийского народа. В свою очередь, для мусульман способом достижения независимости было апеллирование к сфере символов, отличающих их культуру. Поэтому, немаловажное значение имеют религиозные ценности.
Совсем иной является история национализма в Центральной и Восточной Европе, где обращались к наследию прошлого, призывая древние мифы и различия, оппонируя западному рационализму и универсальным принципам (человечество, права человека). В фундаментальном исследовании на эту тему «Идея нсщионализма»(1945) Ганс Кон (Hans Kohn) напоминает об этой разнице между национа
лизмом как политическим явлением Запада восемнадцатого века и новыми формами национализма в этой части Европы». Национализм на Западе возник как результат усилий по «встраиванию» народа в политическую действительность и конфликты современности без слишком сентиментального взгляда на прошлое; национализм в Центральной и Восточной Европе часто создавали из мифов прошлого и мечтаний о будущем идеальную родину, тесно связанную с прошлым, лишенной непосредственных связей с современностью, ожидая, что в некий день она станет политической реальностью |.. | В то время, как западный национализм с начала XVIII в. отождествляли с такими понятиями как индивидуальная свобода и рациональный космополитизм, позднейший национализм в Центральной и Восточной Европе и Азии легко принял противоположное направление Поиски смысла через немецкий, русский или индийский национализм, рассуждения на тему «души» или «миссии» народа, нескончаемые дискуссии на тему отношения к Западу, все это стало характерным для новых форм национализма».
Описанная разница формы и содержания национализма делает понятной дискуссию, которая ведется среди историков и политологов, относительно названия указанного феномена Нового времени. Для англосаксов, в особенности, очень часто понятие nation является синонимом государства, если же они хотят подчеркнуть уникальность этого процесса обособления государства в этой форме, то применяют понятие народ-государство. В то же время, на европейском континенте, более падком на лозунги национализма, без затруднений проходит употребление понятия «национальное государство».