Политология

Автор: | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428

Международные отношения

Международные отношения изменяют свой характер вместе с уста­новлением государственных границ и распространением принципа суверенитета на территорию данного государства. С этого времени существование национальных государств зависит от четко отрегу­лированных отношений с другими государствами. Этот процесс далее углубляется вместе с образованием капиталистического строя, а впоследствии —мировой экономики, а также способов и скорости коммуникации. В результате все указанные процессы приводят к созданию мировой системы государств. Не подлежит сомнению, что она является результатом четырехсотлетнего политического доминирования Европы в мире.

Этот процесс Чарлз Тилли разбил на три этапа. Сначала, между 1500 и 1700 гг. происходит образование и консолидация первых больших национальных государств на пути взаимной торговой кон­куренции и военных столкновений. Этот феномен сопровождался экономическим проникновением на остальные территории Европы и важные территории мира. На втором этапе происходит образование большинства европейских государств. Одновременно произошло расширение политического контроля Европы на большинстве не­европейских территорий; существенные исключения — это терри­тории, на которых доминировали утвердившиеся государственные политические образования вне Европы (в частности, Китай и Япо­ния). Данный этап происходил между 1650 и 1850 гг.

Третий этап, продолжавшийся от 1800 до 1950 гг., относился к распространению государственной системы на остальной мир, как через обретение независимости прежними колониями, так и через включение таких уже существующих держав, как Китай и Япония, в мировую систему государств. Вклад Европы в современную по­литику состоит, прежде всего, в создании международного порядка, который апеллирует к принципу равного суверенитета народов.


Международная политика полностью отличается в трех отно­шениях от внутренней политики. В ней не хватает некоей высшей власти, принципы и правила которой составляли бы окончательное решение для субъектов международной политики, то есть незави­симых государств. Государство является самым важным элементом международной системы, хотя его значение, как представляется, уменьшилось за последние десятилетия. Рассматривая предмет со структурной точки зрения, международную политику характери­зует децентрализация, что означает, что международные отношения рассматривают в категориях относительной силы сравнительно с другими государствами. Хотя и этот аспект был скорректирован в результате выделения одной глобальной сверхдержавы. Помимо этого, под влиянием развития мирового рынка, лавинообразного развития информационной техники и услуг коммуникации, которые ускоряют процесс унификации, мы имеем дело с процессом форми­рования международного общества. Некоторые знатоки проблемы такие, как Ивен Люард (Evan Luard) прямо говорят о появлении глобального общества.

Другим отличительным фактором является большая стабиль­ность «внутренней системы», чем международной политики. Из того факта, что в международных отношениях участвуют множество субъектов, теоретически суверенных в своих решениях, следует большой динамизм «международной системы». Поэтому она под­вержена существенным флуктуациям и изменениям, учитывая со­стояние экономики, коммуникаций, военных технологий, а также влиянию политической идеологии. Этот динамизм усиливает еще и третий фактор: частота, с которой государства прибегают к силе, в частности, к войне. Война является принципиальным инструмен­том осуществления международной политики. Согласно знаменитой формуле Карла фон Клаузевица (Karl von Clausewitz), она является продолжением политики, только проводимой другими средствами. Конфликт является постоянным правилом в международных от­ношениях, а потому способы его ликвидации являются главным принципом действий дипломатии.

Из данных рассуждений ясно следует, что международные отношения являются отдельной областью в рамках политических наук. Международная политика специфическим образом отлича­ется от политики, осуществляемой в рамках данной политической системы. Это не означает, что отсутствуют внутренние связи между политической системой и внешней политикой. Они вполне очевидны.

Тип внешней политики данного народа в значительной мере опреде­ляется политической системой. Внешнюю политику современной России невозможно понять, если не принять во внимание слабость ее политической системы, в том числе и попыток укрепления центра по отношению к автономизируюгцимся перифериям.