Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Международные отношения изменяют свой характер вместе с установлением государственных границ и распространением принципа суверенитета на территорию данного государства. С этого времени существование национальных государств зависит от четко отрегулированных отношений с другими государствами. Этот процесс далее углубляется вместе с образованием капиталистического строя, а впоследствии —мировой экономики, а также способов и скорости коммуникации. В результате все указанные процессы приводят к созданию мировой системы государств. Не подлежит сомнению, что она является результатом четырехсотлетнего политического доминирования Европы в мире.
Этот процесс Чарлз Тилли разбил на три этапа. Сначала, между 1500 и 1700 гг. происходит образование и консолидация первых больших национальных государств на пути взаимной торговой конкуренции и военных столкновений. Этот феномен сопровождался экономическим проникновением на остальные территории Европы и важные территории мира. На втором этапе происходит образование большинства европейских государств. Одновременно произошло расширение политического контроля Европы на большинстве неевропейских территорий; существенные исключения — это территории, на которых доминировали утвердившиеся государственные политические образования вне Европы (в частности, Китай и Япония). Данный этап происходил между 1650 и 1850 гг.
Третий этап, продолжавшийся от 1800 до 1950 гг., относился к распространению государственной системы на остальной мир, как через обретение независимости прежними колониями, так и через включение таких уже существующих держав, как Китай и Япония, в мировую систему государств. Вклад Европы в современную политику состоит, прежде всего, в создании международного порядка, который апеллирует к принципу равного суверенитета народов.
Международная политика полностью отличается в трех отношениях от внутренней политики. В ней не хватает некоей высшей власти, принципы и правила которой составляли бы окончательное решение для субъектов международной политики, то есть независимых государств. Государство является самым важным элементом международной системы, хотя его значение, как представляется, уменьшилось за последние десятилетия. Рассматривая предмет со структурной точки зрения, международную политику характеризует децентрализация, что означает, что международные отношения рассматривают в категориях относительной силы сравнительно с другими государствами. Хотя и этот аспект был скорректирован в результате выделения одной глобальной сверхдержавы. Помимо этого, под влиянием развития мирового рынка, лавинообразного развития информационной техники и услуг коммуникации, которые ускоряют процесс унификации, мы имеем дело с процессом формирования международного общества. Некоторые знатоки проблемы такие, как Ивен Люард (Evan Luard) прямо говорят о появлении глобального общества.
Другим отличительным фактором является большая стабильность «внутренней системы», чем международной политики. Из того факта, что в международных отношениях участвуют множество субъектов, теоретически суверенных в своих решениях, следует большой динамизм «международной системы». Поэтому она подвержена существенным флуктуациям и изменениям, учитывая состояние экономики, коммуникаций, военных технологий, а также влиянию политической идеологии. Этот динамизм усиливает еще и третий фактор: частота, с которой государства прибегают к силе, в частности, к войне. Война является принципиальным инструментом осуществления международной политики. Согласно знаменитой формуле Карла фон Клаузевица (Karl von Clausewitz), она является продолжением политики, только проводимой другими средствами. Конфликт является постоянным правилом в международных отношениях, а потому способы его ликвидации являются главным принципом действий дипломатии.
Из данных рассуждений ясно следует, что международные отношения являются отдельной областью в рамках политических наук. Международная политика специфическим образом отличается от политики, осуществляемой в рамках данной политической системы. Это не означает, что отсутствуют внутренние связи между политической системой и внешней политикой. Они вполне очевидны.
Тип внешней политики данного народа в значительной мере определяется политической системой. Внешнюю политику современной России невозможно понять, если не принять во внимание слабость ее политической системы, в том числе и попыток укрепления центра по отношению к автономизируюгцимся перифериям.