Политология

Автор: | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428

Биполярная система


Биполярная или двухполюсная система заключалась в существо­вании двух институционализированных альянсов, поддержанных идеологическими различиями, предполагающая постоянный взаимный конфликт. Двухполюсность была подкреплена эконо­мическими возможностями (в том числе, различием типов эконо­мик — социалистической и капиталистической), а также военной силой обеих сверхдержав, то есть Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик. Обе обладали ядерным арсеналом, который обеспечивал возможность ответного удара. Однако же ядерный потенциал склонял сверхдержавы скорее к политике устрашения и обычных войн на перифериях, чем к не­посредственной конфронтации. Крупномасштабные войны были заменены гонкой вооружений.

Описанное разделение усиливали старания получить поддержку стран Третьего мира, так же как и соперничество за их природные ресурсы. Взаимная враждебность сдерживалась посредничеством международных организаций. При таких условиях трудно говорить о существовании полного равновесия как о цели международной политики. Оба блока скорее стремились к умеренно стабильному уравновешиванию своей мощи и ресурсов.

Вместе с внутренней трансформацией стран восточного блока и распадом Советского Союза, эта модель международных отношений перестала действовать. «Осень народов» Центральной и Восточной Европы привела к международной ситуации, в которой Соединен­ные Штаты остались единственной глобальной сверхдержавой при одновременном существовании нескольких региональных военно-по - литических держав (таких, как Китай, Индия или Россия). Семюел П. Хантингтон в нашумевшей книге под названием «Столкновение цивилизаций и новая форма мирового порядка» обращает внимание на фундаментальное изменение потенциальных международных кон­фликтов. Все более их будут определять культурные факторы, в том числе, религия: «именно культура и культурная идентичность, ко­торая является в широком понимании идентичностью цивилизации, формируют образы единения, дезинтеграции и конфликта в мире, который наступил после холодной войны». Мир становится, таким образом, многополюсным, учитывая существование семи основ­ных цивилизаций: китайской, японской, индуистской, исламской, православной, западной и латиноамериканской (последняя весьма серьезно связана с Западом). Восьмой потенциальной цивилизацией может быть культурно объединенная Африка. Согласно Хантингто - ; ну, сохранение мирового порядка возможно при активной помощи региональных держав Соединенным Штатам, мощные ресурсы ко - , торых недостаточны для роли одинокого мирового гегемона. Таким образом, были заменены традиционные модели конфликтов на оси: Восток-Запад и Север-Юг. Последние выражают фундаментальную


противоположность интересов стран богатых и стран хозяйственно и структурно слаборазвитых.