Политология

Автор: | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428

Что такое государственная власть?

Люди живут согласно определенным, хотелось бы сказать естествен­ным, принципам. Как правило, они первичны относительно «обще­ственного порядка». К ним, например, принадлежат внутренние правила, решающие, что есть добро и зло, или же обычаи.

(1)Моральные предписания — принципы поведения, осно­ванные на идее добра и зла (большинство их вытекает из религии, другие — из римской традиции или традиции Просвещения), добро­детель и общественные добродетели («добродетель является награ­дой самой себе»). Моральные предписания отличаются от других типов общественных принципов, люди поступают определенным образом, поскольку верят в то, что данный поступок хорош, а не по причине страха перед местью со стороны других.

(2)Обычаи — способы поведения, основанные на традицион­ных и повсеместно уважаемых принципах. Наши реакции частично обусловлены теми ожиданиями, какие, как нам кажется, люди име­ют в отношении нас. Ни религия, ни личная моральная философия не приказывают человеку надевать костюм, а не тогу, давать на чай официантке или начинать письмо словами «Уважаемый пан», одна­ко же, человек регулярно подчиняется таким принципам — невзирая на то, насколько сильно мы ощущаем себя свободными, мы подчи­няемся в меньшей или большей степени обычаям, признанным той или иной группой.

(3)Естественные права предшествуют политической органи­зации, каковой является государство. Итак, мы рождаемся с особыми правомочиями, которые не может отобрать у нас политическая власть. Только положительное право — канон принципов, создаваемых по­литической властью (а затем — государственной властью), уважать которые вынуждают суды, вводят правила, характерные для любого политического союза.

Описанные «дополитические» принципы» важны в той сте­пени, в какой они показывают приоритет правомочий над поли­тической властью, особенно, приобретающей форму государства. Начиная рассуждения о политической власти, уместно упомянуть, что существуют политические философы, которые постулировали или постулируют анархию как наилучший способ организации общества, хотя государственная власть является одним из универ­


сальных институтов общественной жизни. Анархисты считали политическую власть, воплощенную в государственных институ­тах, угрозой абсолютно понимаемой личной свободе. Более того, государство небывалым образом портит человеческую природу (со­гласно анархистам, человек по природе добр). Политическая власть порождает существование двух противостоящих групп: правящих и управляемых. Это противопоставление не гармонировало со стро­го трактуемой идеей равенства всех людей. Отец анархизма Уильям Годвин (William Godwin), проследив все формы принуждения, утверж­дал даже, что дирижер в оркестре олицетворяет замаскированную форму власти одного человека над другим. Ответом на указанное «принуждение политикой» должно было стать полное отбрасывание государственного порядка в пользу естественной гармонии обще­ственных и производственных связей.