Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Люди живут согласно определенным, хотелось бы сказать естественным, принципам. Как правило, они первичны относительно «общественного порядка». К ним, например, принадлежат внутренние правила, решающие, что есть добро и зло, или же обычаи.
(1)Моральные предписания — принципы поведения, основанные на идее добра и зла (большинство их вытекает из религии, другие — из римской традиции или традиции Просвещения), добродетель и общественные добродетели («добродетель является наградой самой себе»). Моральные предписания отличаются от других типов общественных принципов, люди поступают определенным образом, поскольку верят в то, что данный поступок хорош, а не по причине страха перед местью со стороны других.
(2)Обычаи — способы поведения, основанные на традиционных и повсеместно уважаемых принципах. Наши реакции частично обусловлены теми ожиданиями, какие, как нам кажется, люди имеют в отношении нас. Ни религия, ни личная моральная философия не приказывают человеку надевать костюм, а не тогу, давать на чай официантке или начинать письмо словами «Уважаемый пан», однако же, человек регулярно подчиняется таким принципам — невзирая на то, насколько сильно мы ощущаем себя свободными, мы подчиняемся в меньшей или большей степени обычаям, признанным той или иной группой.
(3)Естественные права предшествуют политической организации, каковой является государство. Итак, мы рождаемся с особыми правомочиями, которые не может отобрать у нас политическая власть. Только положительное право — канон принципов, создаваемых политической властью (а затем — государственной властью), уважать которые вынуждают суды, вводят правила, характерные для любого политического союза.
Описанные «дополитические» принципы» важны в той степени, в какой они показывают приоритет правомочий над политической властью, особенно, приобретающей форму государства. Начиная рассуждения о политической власти, уместно упомянуть, что существуют политические философы, которые постулировали или постулируют анархию как наилучший способ организации общества, хотя государственная власть является одним из универ
сальных институтов общественной жизни. Анархисты считали политическую власть, воплощенную в государственных институтах, угрозой абсолютно понимаемой личной свободе. Более того, государство небывалым образом портит человеческую природу (согласно анархистам, человек по природе добр). Политическая власть порождает существование двух противостоящих групп: правящих и управляемых. Это противопоставление не гармонировало со строго трактуемой идеей равенства всех людей. Отец анархизма Уильям Годвин (William Godwin), проследив все формы принуждения, утверждал даже, что дирижер в оркестре олицетворяет замаскированную форму власти одного человека над другим. Ответом на указанное «принуждение политикой» должно было стать полное отбрасывание государственного порядка в пользу естественной гармонии общественных и производственных связей.