Политология

Автор: | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428

Разделение государственных властей

Разделение государственных вдастей — это наиболее знаменитое «изобретение» либеральной мысли. Наибольший вклад внесли рас­суждения Монтескье, который отбросил идею одной, однородной власти, или суверена, поэтому он говорит о «государственных властях», а не о власти (хотя, разумеется, стоит помнить о трех функциях власти у Локка: законодательной, исполнительной и феде­ративной). В государстве, в котором господствует свобода, не имеет­ся единой суверенной власти, существует несколько равноправных органов. Три функции государства это: «власть законодательная для дел, относящихся к праву народов», «власть исполнительная для дел, относящихся к праву народов», «власть исполнительная для тех, кто принадлежит к гражданскому праву». Каждый орган должен выполнять отдельную функцию. В особенности, книга XI «О правах, составляющих политическую свободу в ее связи сустрой - ством государства» посвящена разделению и взаимному уравно­вешиванию властей, которые «разделены и слиты друг с другом». «Если законодательная власть соединена с исполнительной властью в одном и том же лице или в том же самом органе управления, сво­боды не существует. Свобода также не существует, если судебная власть не отделена от законодательной власти и от исполнительной власти».

Монтескье различает четыре способа данного взаимного сдер­живания: бикамерализм (двухпалатность) законодательной власти, «право препятствовать» исполнительной властью законодательной власти — позднейшее право вето, смягчение закона законодательным органом, право контролировать начинания исполнительной власти законодательной властью.

Стоит задуматься о самом тройственном разделении властей. Для Монтескье указанное разделение не имело чистого характера (только в американской конституции оно приобрело форму взаим­ного «равновесия властей»). Аналогично, если мы перейдем к ана­лизу конституционной практики данного государства, оказывается, что эта модель, доминирующая в демократических рассуждениях, является идеальной моделью, от которого далеко отходит практика функционирования государственных институтов.