Политология

Автор: | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428

Функции государственной власти

Невзирая на тип и характер государственной власти, она должна вы­полнять несколько фундаментальных задач. Первая из них касается концептуальной сферы. Как преобразовать определенную полити­ческую программу в конкретные политические действия так, чтобы найти решение проблем, важных для данной страны? Здесь возникает проблема удовлетворения общественных ожиданий, которые опреде­ляют для нас характер правления. Очевидно, что в авторитарных госу­дарствах она не так важна, как в плюралистических демократиях, где степень удовлетворенности подвластных регулирует доступ к власти. Однако, с другой стороны, даже так называемые, замкнутые системы должны принимать во внимание темп технических и общественных изменений. Знаменательно, что в особенности в неевропейских стра­нах «модернизационный импульс» — приспосабливание обществен­ных и экономических структур к условиям перемен — принимают на себя именно авторитарные режимы.

Если же говорить о концептуальной функции, определяемой уровнем представлений политических элит об условиях и требовани­ях, предъявляемых правлению, то следует различать два плана. Один из них касается реалистичной политики, т. е. ответа на вопрос: «Какие у нас имеются в распоряжении средства, и какие действия мы можем предпринять?». Второй план, особенно важный в системах либераль­ной демократии, касается уровня приемлемости правительственной политики. То есть, политика переплетается с техникой управления. Как говорит французский социолог Жан Б л он дел ь (JeanBlonde 1): «подготовка не может отрываться от способа исполнения, а, следо­вательно, от нахождения методов, механизмов и людей, благодаря которым действия правительства становятся действительностью».

Итак, мы переходим ко второй функции — исполнению. Оно зависит от тех средств, которые имеет в своем распоряжении прави­тельство, а также от контроля администрации, занимающейся пре­творением программы в жизнь. Исполнение зависит от способности руководить людьми и группами. В этот момент проверяется качества политического руководства в его отношениях с сотрудниками и со­ветниками, а также в отношении к социальной поддержке. Несо­мненно, что любое воплощение политических принципов порождает социальную напряженность, в результате чего может сократиться политическая база данной партии. Тем не менее, правление является определенным синтезом концепций и их исполнения.

Таким образом, появляется третья функция — координация. Важным элементом подготовки политики правительства является ликвидация противоречий между концепцией и исполнением. Это означает, что политика правительства состоит в выборе приоритетов, особенно, в финансовой сфере, однако, она также определяется через сферу ценностей. Координация настолько же относится к работе внутри правительства, насколько и к согласованию политического расписания с кругами политической поддержки.