Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Невзирая на тип и характер государственной власти, она должна выполнять несколько фундаментальных задач. Первая из них касается концептуальной сферы. Как преобразовать определенную политическую программу в конкретные политические действия так, чтобы найти решение проблем, важных для данной страны? Здесь возникает проблема удовлетворения общественных ожиданий, которые определяют для нас характер правления. Очевидно, что в авторитарных государствах она не так важна, как в плюралистических демократиях, где степень удовлетворенности подвластных регулирует доступ к власти. Однако, с другой стороны, даже так называемые, замкнутые системы должны принимать во внимание темп технических и общественных изменений. Знаменательно, что в особенности в неевропейских странах «модернизационный импульс» — приспосабливание общественных и экономических структур к условиям перемен — принимают на себя именно авторитарные режимы.
Если же говорить о концептуальной функции, определяемой уровнем представлений политических элит об условиях и требованиях, предъявляемых правлению, то следует различать два плана. Один из них касается реалистичной политики, т. е. ответа на вопрос: «Какие у нас имеются в распоряжении средства, и какие действия мы можем предпринять?». Второй план, особенно важный в системах либеральной демократии, касается уровня приемлемости правительственной политики. То есть, политика переплетается с техникой управления. Как говорит французский социолог Жан Б л он дел ь (JeanBlonde 1): «подготовка не может отрываться от способа исполнения, а, следовательно, от нахождения методов, механизмов и людей, благодаря которым действия правительства становятся действительностью».
Итак, мы переходим ко второй функции — исполнению. Оно зависит от тех средств, которые имеет в своем распоряжении правительство, а также от контроля администрации, занимающейся претворением программы в жизнь. Исполнение зависит от способности руководить людьми и группами. В этот момент проверяется качества политического руководства в его отношениях с сотрудниками и советниками, а также в отношении к социальной поддержке. Несомненно, что любое воплощение политических принципов порождает социальную напряженность, в результате чего может сократиться политическая база данной партии. Тем не менее, правление является определенным синтезом концепций и их исполнения.
Таким образом, появляется третья функция — координация. Важным элементом подготовки политики правительства является ликвидация противоречий между концепцией и исполнением. Это означает, что политика правительства состоит в выборе приоритетов, особенно, в финансовой сфере, однако, она также определяется через сферу ценностей. Координация настолько же относится к работе внутри правительства, насколько и к согласованию политического расписания с кругами политической поддержки.