Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Родословная гражданской службы выводится, без сомнения, из римской цивилизации, где постоянная ротация общественных должностей угрожала разрывом непрерывности традиции. Поэтому возник профессиональный чиновнический аппарат, составленный, в значительной мере, из рабов или вольноотпущенников, что гарантировало их лояльность по отношению к римской республике. Этатистское мышление — это одна из характерных черт функционирования государственной администрации: преданность идее государства, а не его отдельным правителям. Римская администрация создала основы для просуществовавшей до XV в. Византийской империи.
Возможно ли вообще существование какой-либо цивилизации без администрации? Европейские цивилизации в течение многих веков искали равновесие между свободой и силами порядка. Подобное напряжение между императивом изменения и потребностью в стабилизации определяет также и ритмы развития администрации. Только некоторые системы в состоянии создать модель, названную Фрицем Морштайном Марксом (Fritz Morstein Marx) «бюрократией по существу» (merytoryczna) в отличие от «бюрократии сохранящей», «кастовой» или «патронической». («Административное государство», 1957).
Чувство корпоративного единства, определяемое знанием и доступом к нему, стало правилом поведения для государственной службы в структурах средневековья. Бюрократия составляла, наряду с правителями и их дворами, элемент правящего класса. Сохранение контроля над коммуникациями, а затем над информацией, стало основным источником ее власти. Гражданская служба старается сохранить этот приоритет профессионального знания и власти над обращением информации.
Потребность в профессионализации управления государством является самой важной целью в процессе демократизации политических структур. В середине XIX в. становится ясно, что необходима профессиональная гражданская служба, преданная делу государства. Первым поводом является усложнение государственных дел вместе с ростом обязанностей государства. Вторым — демократический круговорот людей и должностей.
Англичане первыми сделали выводы из опасности политического клиентизма. «Доклад об организации постоянной гражданской службы», известный как Доклад Норткотта-Тревельяна (ISTorthcote- Trevelyan, 1854) рекомендовал проводить конкурс под надзором «Комиссии по гражданской службе» (Civil Service Comission). Следом за Великобританией пошли американцы, главным образом, потому, что применяемая в демократии эпохи Эндрю Джексона (Andrew Jackson) система «добычи» и «партийные машины» представляли собой яркие образцы патологии при функционировании государства. Весьма вероятно, что работу над законом ускорило удачное покушение на президента Джеймса Эйбрема Гарфилда (James Abram Garfield), сделанное его отчаявшимся сторонником, который искал должности в центральных учреждениях. В 1883 г. был одобрен «Акт Пендлтона» (Pendleton), предусматривающий отбор на основании способностей. В настоящее время около 80% чиновников происходит из этого набора.
В Западной Европе гражданская служба разделена на четыре класса, которые зависят от уровня образования. «Административный класс» в Великобритании, «Категория А» во Франции и «Высшая служба» в Германии открыты для выпускников высших учебных заведений. Чиновники этого класса выполняют наиболее ответственные задачи в центральных учреждениях, готовят бюджеты, дают советы министрам. Их соответствием в Польше являются чиновники высшей ступени (генеральный директор и директор департамента). Вторая категория относится к людям со средним образованием, они занимаются претворением программы в конкретные задачи. Следующий класс составляют чиновники для рутинной деятель
ности: инспектора, референты, машинистки. Четвертую категорию составляют физические работники: швейцары, курьеры. В США чиновники нанимаются для выполнения конкретных задач, они занимают определенное положение, от которого зависит статус, зарплата и дополнительные поощрения. Это положение определяется с учетом выполняемой работы, а также уровня ответственности и степени ее трудности. Оно зависит не от уровня образования, но от профессионального опыта.
Перед войной в II Республике польской не было профессиональной гражданской службы, но зато имелось огромное количество превосходно подготовленных чиновников еще австрийского набора. Однозначно оценивался ее этос (поведение) в общественных делах и вклад в быстрое объединение польских земель после трех разделов Польши, где действовало различное законодательство, различные модели государства. Различным был даже размер железнодорожных путей. Но, несмотря на это, польское государство начало функционировать, некоторым образом, «с ходу».
Подчинение государственного аппарата коммунистической партии, особенно после 1948 г., оказалось проблемой, с которой пришлось справляться уже после 1989 г., когда произошел распад этого способа отправления власти. Проблема была и остается злободневной. Практика первых лет демократии показала, что должности в центральных учреждениях рассматривались как «система добычи», согласно тому принципу, что победитель получает все. В III Республике партийный характер государства является одной из основных язв молодой республики.
Функционирование гражданской службы регулируется законом о гражданской службе от 18 декабря 1998 г., вводящего демократические принципы набора: «набор в гражданскую службу является открытым и конкурентным» (ст. 5). Квалификация и незапятнанная репутация, а также аполитичность являются основными чертами, которые оцениваются при отборе в гражданскую службу. Условия набора контролирует Совет гражданской службы, председателя которой назначает премьер.