Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Если задуматься над вопросом о том, каким образом происходит размещение, а затем распределение стратегических ресурсов (в том числе, признанных и желаемых благ), можно понять природу потенциальных конфликтов — борьбы за ресурсы. В рамках гражданского общества непрерывно происходит борьба за овладение общественным положением, которое имеет большую ценность в глазах других. Томас Гоббс заметил, что среди мотивов человеческой деятельности мы найдем потребность выделиться (ему затем будет вторить один из отцов-основателей американской республики Джон Адамс/John Adams/). Как оказывается, ни в одной политической системе власть не распределяется равномерно, а тем более — политические ресурсы: статус, богатство, образование, доступ к политической власти.
Ясно, что богатые обладают большими политическими ресурсами, чем бедные: им легче профинансировать политическую кампанию, лучше образованные люди, обладают более высокими шансами свободно «передвигаться» в политических институтах. Бог не наделяет талантами всех поровну, поэтому некоторые люди обладают большими политическими способностями, чем другие. Престиж некоторых неполитических профессий дает больший кредит доверия. Это справедливо в случае военных в Латинской Америке или в случае поста председателя центрального банка. Некоторые обращают внимание на приоритет воли в политической деятельности. Все это приводит к тому, что протекают ожесточенные дискуссии об управлении и распределении политических ресурсов. Мы представим четыре модели распределения власти, поскольку как особый случай — и то, что для нас наиболее интересно — политическая власть неразрывно связана с «управлением» государственными институтами, и в силу этого — с разделением разнообразными способами этих неравномерно распределенных политических ресурсов.
Представленные модели отлично демонстрируют, сколь многоуровневыми и многомерными являются связи между обществом и государством. Простая оппозиция общество-государство является наивным упрощением. Гражданское общество, своеобразным способом, «пронизывает» различные политические институты, принадлежащие государству. «Государство понимается как результат специфических процессов, относящихся к пространственной организации, временных договоров, функциональных закономерностей, а также надзора и контроля, которые создают мир, в своей основе разделенный на государство и общество» (Тимоти Митчелл/Timothy Mitchell/).
В классической либеральной модели институт государства имел необычайно ограниченный объем компетенции, согласно знаменитой фразе Томаса Джефферсона: «То правительство лучше, которое управляет меньше». Адам Смит, крупный авторитет англосаксонской мысли, делегировал государству обязанность заботиться об общественном порядке, защищать граждан от внешних врагов и оказывать помощь там, где индивидуальные ресурсы не могли справиться с удовлетворением общественных требований (образование, помощь самым бедным). Все остальные сферы человеческой активности были оставлены для индивидуальных усилий людей, именно от их талантов, предприимчивости, предусмотрительности зависело, как выглядит — говоря современным языком — «распределение ресурсов, средств и ценностей». Государство было необходимо в ситуациях внезапных и неожиданных. Этот момент индивидуального определения цели необычайно важен (указанный мотив подхватит Фридрих фонХайек). Отсюда возникает вопрос: «Как выглядит распределение власти?» Джеймс Милль (James Mill) скажет, что она является простой интерпретацией естественной гармонии интересов, которое осуществляется в обществе, действующем в условиях свободного рынка. Свобода выступает скорее в виде возможности, а не притязаний. Отождествление свободы с возможностью удовлетворения всех потребностей является результатом социально-экономических трансформаций западных обществ второй половины XIX в. а также возникновения социального либерализма.
Поэтому можем ли мы довести дело до ситуации чистого свободного рынка, резкого ограничения компетенции государства? В ситуации, когда государство дотирует, дает пособия, издает распоряжения и дает концессии? Современная политическая философия Мизеса, Хайека или Фридмана возвращается к этому идеалу, называя его государством-минимумом. Это не бездеятельное государство, так же как и в случае социальной помощи, согласно формуле Эдмунда Берка, которая должна ограничиваться «помощью тем, кто не имеет права ничего требовать, согласно законам рынка и потому подпадают под юрисдикцию милосердия». Государство должно обеспечивать безопасность граждан и соблюдать условие равенства всех граждан перед законом. Правовые рамки и господство закона должны дать индивидууму (а не государству) общие правила поведения. Упор на индивидуальное решение так же и в политическом измерении — это характерная черта данного типа осмысления. Индивидуум должен быть уверенным относительно реакции государства на свою активность. Чтобы это происходило именно так, необходимо соблюсти три условия: достаточно общего характера юридических норм, безусловно, обязательного для всех закона и независимости от частного решения государственного функционера (регулирование в пределах компетенции одного чиновника). Согласно Хайеку, в экономической сфере можно выбрать или рыночный механизм и государство-минимум, или хозяйственное планирование и государство с обширной компетенцией, которая отбирает у индивидуума свободу. Может ли отдельный человек, не имея возможности организоваться быть в состоянии защищаться от политической власти, выражаемой в политических решениях? Как он должен был бы индивидуально принимать участие в политической власти? В результате повседневной гражданской активности или только во время выборов? Это вопросы заслуживают рассмотрения в представленных ниже случаях. После данного вступления мы сможем поразмыслить о моделях распределения власти.