Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Формирование государственной политики напоминает необычайно сложный механизм, в котором существуют различные центры принятия решений в рамках трех ветвей государственной власти. В. О. Ки в своей работе «Публичная политика)) считает, что процесс формирования государственных решений имеет четыре стадии. Первая стадия — идентификация проблемы — помогает решить вопрос о способе, с помощью которого индивидуальная или групповая проблема входит в оборот публичного дискурса. Итак, вопрос, который до сих пор являлся проблемой микроуровня, становится проблемой всего общества, которую рассматривает общественное мнение. Эта повсеместная дискуссия означает, что ею должны заняться или общественные деятели, или политики, так, чтобы эту проблему переложить в конкретное политическое решение.
Вторая стадия — создание программы. Это момент, когда маргинальная до тех пор проблема приобрела черты структурного элемента политики государства. Законодательная и исполнительная власть занимаются формулированием и поиском решения. Это означает в результате, не что иное, как придание проблеме определенного статуса государственной задачи — данное требование окончательного утверждения принадлежит парламенту.
Третья стадия — реализация определенной политики. Закон написан так, чтобы позволить максимальную гибкость при интерпретации намерений законодателя государственной администрацией. В результате этого проблема становится предметом разработки в виде исполнительных актов, а иногда и судебных решений (например, Верховного административного суда). Часто реализация программы предполагает наглядное представление проблемы в виде различных символических форм, к которым прибегает государственная администрация.
Четвертая стадия— оценка реализации политической проблемы. Инициаторы приведения в движение всей государственной машины, создатели программы и ее исполнители оценивают весь процесс с точки зрения первоначальной цели, а также ее последствий. Эта оценка снова вызывает публичную дискуссию по данной теме заинтересованных лиц: работодателей, чиновников, журналистов, групп интереса.
Следует обратить внимание на тот факт, что государственная политика выполняет несколько взаимодополняющих задач в зависимости от того, как понимают ее политики. Подход к способам осуществления государственной политики имеет свои идеологические и программные закономерности. Консервативные политики будут склоны проводить статичную политику, тогда как социал-демократы или либералы — политику динамических изменений. Консерваторы будут делать упор на «регулирующую» функцию государственной политики, чтобы предохранить публичную сферу от радикальных изменений, либералов, прежде всего, интересует «распределительная» функция — создания условий для роста национального богатства, тогда как социал-демократы будут прибегать к «перераспределительной» функции — перемещения бюджетных средств к группам, нуждающимся в помощи.
Поэтому, как можно сформулировать эффективную государственную политику? Первый способ заключается в минимальном вмешательстве в различные области общественной жизни, так, чтобы рост являлся бы результатом естественного развития человеческого и экономического потенциала. Можно применить рационалистический метод — процесс, заключающийся в глубоком изучении проблемы и оценке альтернатив. Это позволяет выбрать решения в условиях возможного состояния знаний о проблеме, что позволяет осуществлять оптимальную политику. И, наконец, третья модель проведения государственной политики прибегает к стратегическому планированию: стратегических, среднесрочных и краткосрочных целей.