Автор: Искакова Г.К. | Год издания: 2007 | Издатель: Астана: Фолиант | Количество страниц: 406
Главным действующим субъектом гражданского общества является свободная суверенная личность, которая возможна лишь при наличии собственности. Д. Локк считал неразрывной связь свободы человеческой личности с частной собственностью: «Жизнь, свобода и владение» - это такие понятия, которые можно обозначить одним общим именем: «собственность» [33, с.720]. Человек по природе обладает, по мнению Д. Локка, властью охранять свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество, и что верховная власть не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия. А. Гольбах право на собственность в системе прав человека выдвигал на первое место [56, с.230]. К. Гельвеций в качестве первого и самого священного из принципов и законов, пригодных для всех обществ, видел тот, который обеспечивает каждому собственность на его имущество, жизнь и свободу [57, с.414]. Идея о праве на собственность как основополагающая в системе прав человека получила признание также в XYШ в. и выразилась в ряде положений и деклараций (Вирджинская декларация 1766 г., Билль о правах 1791 г. и др.).
С ХУТП в. либеральные теории рассматривали свободу и собственность в единстве. Частная собственность, направленная на ограничение деятельности государства, является фундаментом, на котором основана личная свобода. По мнению Канта и Гегеля, осуществление прав человека возможно лишь при наличии свободы и собственности. И. Кант, например, считал, что именно собственность делает человека «самому себе господином» и потому «гражданином государства» [16, с.139]. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в статье 2 записано: «Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению», а в статье 17: «Право собственности есть право неприкосновенное и священное» [58 , с.34].
Глубину понятия «собственности» отмечал Н. Бердяев, считая, что собственность «по природе своей есть начало духовное, а не материальное» [59, с. 304]. И. Ильин в работе «Путь духовного обновления» предпринял попытку обосновать, что права и свободы человека, его творческий, одухотворенный труд невозможны без господства частной собственности. Он считал, что «частная собственность связана с человеческой природой, с телесным и душевным устройством человека, с жизнью человеческого инстинкта, с теми внутренними мотивами, которые заставляют человека трудиться над внешними вещами и строить хозяйство» [60, с.7]. По мнению английского правоведа Горла, право собственности отождествляется властью человека над самим собой, своими поступками и своей свободой.
Частная собственность предопределила появление автономной личности, не зависимой от власти «целого» (рода, коллектива). В частной собственности человек находит свое самоутверждение, смысл своей жизни. Реальное бытие личности проявляется в его собственности. Тот, кто отвергает частную собственность, тот принижает и даже унижает, по мнению А. Спиркина, личностное начало, самодеятельность, самоценность творческого начала в личности, подрывает интересы, в том числе экономические, общества и государства [61, с.629]. Без собственности любая форма свободы оборачивается иллюзией. К примеру, государственный социализм в СССР характеризовался социальной отчужденностью человека от результатов труда, собственности, что явилось мощным тормозящим фактором развития личности, а, в конечном счете, советского государства и общества в целом.
События второй половины Х1Х века оказали заметное влияние на право собственности. Возросшая экономическая роль государства привела к ограничениям права на собственность и частной предпринимательской деятельности, что отразилось в конституционном регулировании права на собственность. Отошел на второй план принцип неприкосновенности собственности, все большее распространение получила идея о необходимости закрепления в основных законах важнейших принципов экономической системы. Например, еще в Конституции Германии 1919 г. свобода и собственность были разделены: в статье 153 закреплены не только защита собственности, но и допустимые ее пределы, а также подчеркивалось, что собственность должна служить общественному интересу. Аналогичные положения закреплены в конституциях большинства современных государств.
Формирование и развитие свободной и независимой личности связано с признанием человека субъектом отношений собственности. Наличие собственности служит основополагающим условием свободы личности в любом обществе. Надежно защищенная законом собственность придает человеку определенную степень самостоятельности и независимости от власти государства. Мировая история свидетельствует - когда у людей отнимали собственность, вместе с ней они лишались свободы, а когда людям обеспечивали надежно защищенное право на частную собственность, у них появлялась и свобода. Автономный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, в котором раскрывается трудовая и творческая активность человека как свободного гражданина.
Политические реформы неизменно затрагивают вопрос распределения собственности. При резких крайностях в разрешении этой проблемы высока вероятность социального взрыва. В результате приватизации и «внедрения» рыночных отношений в постсоветских государствах большинство населения оказалось отчужденным от собственности, что создавало угрозу возникновения серьезных общественных конфликтов. Известно, что социальный статус личности, а нередко ее реальный политико-правовой статус, в большинстве государств определяется капиталом, т. е. его формой, размером и положением. Чем состоятельнее человек, тем шире его возможности для использования прав и свобод. Очень состоятельные люди не только оказывают большое влияние на государство, но и способны обеспечить себе иммунитет от власти государства и закона. В результате возможны злоупотребления правами и свободами в ущерб интересам общества и подавляющего большинства его членов, т. е. права и свободы в обществе рыночной экономики не всегда равны для каждого из членов общества. В этом постоянный источник общественного конфликта. В правовом государстве, стремящем предотвратить общественные конфликты, человек и его право на частную собственность защищаются с учетом и интересов человека и интересов общества в целом.
Как известно, необходимой предпосылкой формирования гражданского общества является наличие среднего класса, жизнеспособность которого напрямую зависит от реализации права на собственность и предпринимательскую деятельность. Средний класс в цивилизованном обществе - это главная сила рыночных преобразований в экономике, ведущий налогоплательщик, обеспечивающий возможность реализации государственных социальных и экономических программ. Как экономически активная и самостоятельная часть общества, средний класс заинтересован в сохранении социального порядка и стабильности. С политологической точки зрения средний класс - это социальная общность людей с определенными политическими, психологическими, ментальными и общественными предпочтениями и установками, главная среди которых - это стремление к защите своего социально-экономического статуса, к стабильности и эволюционному типу социально-экономического и политического развития. Осознавая собственные цели, средний класс не только создает материальные блага, но и активно участвует в создании политических институтов, представляющих и продвигающих их интересы, ценности и притязания на политическом пространстве, выступает инициатором, носителем и гарантом политической свободы, предсказуемости и стабильности. Современные политические системы развитых государств отличает именно наличие в социальной структуре общества широкого среднего класса, обеспечивающего стабильность существования и развития демократических институтов.
В постсоветских государствах средний класс, процесс формирования которого происходит в иных исторических, социально-экономических, политических и международных условиях, пока еще институционально и статусно не состоялся. Реальным фактором социальной практики средний класс и институт частной собственности возможен только в условиях разделения между экономическим классом собственников и политической властью, демократизации политической системы общества и выведения сферы экономических отношений и интересов граждан страны из-под влияния и контроля государственного чиновничества.