Автор: Искакова Г.К. | Год издания: 2007 | Издатель: Астана: Фолиант | Количество страниц: 406
В условиях глобализации актуализируется проблема формирования мирового порядка, основанного на политике гарантированной всеобщей безопасности, оптимального соотношения национальных и общечеловеческих интересов, приоритетности прав человека.
Как известно, международное сообщество - это сложная система многообразных связей на межгосударственном уровне: политических, военных, экономических, финансовых, информационных и др. Система в целом носит политический характер и выполняет, прежде всего, политические функции. Под «международным сообществом» понимается глобальная политическая система, элементами которой являются государства, а сама система носит межгосударственный характер. Понятие «мировое сообщество», которое в современной научной литературе является вопросом спорным, большей частью используется для обозначения глобальной социально-экономической системы. Международное сообщество выполняет функции управляющей системы в отношении мирового сообщества, а последнее является его социальноэкономической основой [1, с.60]. Международное и мировое сообщества взаимосвязаны и выступают как подсистемы глобальной социальнополитической системы, которую часто также именуют мировым сообществом. Международное и мировое сообщества как части единой системы должны находиться в определенном соответствии друг другу.
Углубление взаимозависимости государств требует нового подхода к определению соотношения национальных интересов и интересов мирового сообщества. Интересы сообщества требуют наиболее полного удовлетворения интересов государств, так как от этого зависит состояние самого сообщества. По мере развития общества и роста его значения для удовлетворения потребностей индивида, по мере реализации прав и свобод человека на первый план будет выдвигаться задача обеспечения именно общих интересов.
Как особая политическая система международное сообщество обладает собственными интересами, отражающими общие интересы всех государств и человечества. Единство мирового сообщества, упрочение взаимозависимости государств требуют совместимости социально-экономических и политикоправовых систем государств и способности их взаимодействовать друг с другом, региональными системами и глобальной системой в целом в качестве ее составных частей. Взаимозависимость делает благополучие каждого члена сообщества, каждого человека зависимым от общего благополучия.
Для того, чтобы понять являются ли права человека глобальной проблемой и способствует ли глобализация развитию прав человека рассмотрим понятие «глобализация». Термин «глобализация» появился в научных кругах в 70-х гг. ХХ века с процессом формирования целостности мира. С позиций теории
международных отношений глобализация в самом общем смысле может быть определена как процесс формирования единого, целостного и универсального социума. Под глобализацией понимается возникновение новой системы мирового хозяйствования, заключающейся в слиянии национальных экономик в единую общемировую систему, которая основывается на новой ступени либерализации движения товаров и капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, телекоммуникационном
сближении регионов и стран, интернационализации образования. Эти процессы сопровождаются стандартизацией процессов глобального управления, политических интересов, культуры и ценностей, информационных и
коммуникационных потоков. В этих условиях «общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах - политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным» [2, с.112]. Попытки объяснить процессы глобализации
предпринимаются различными науками, что привело к появлению широкого спектра различных концепций глобализации: от радикально оптимистических концепций до весьма скептических. Например, культурологи (П. Бергер) связывают появление глобализации с распространением демократических принципов и институтов по всему миру, с универсализацией и вестернизацией культуры. В странах СНГ среди исследователей также идут споры по всем аспектам глобализации - от проблем теоретико-методологического свойства до практических и прогностических выводов. При этом даются совершенно различны ее оценки - от обоснования и защиты глобализации до утверждения, что нынешний этап глобализации есть не что иное, как «сверхимпериализм». Большинство ученых и политиков постсоветских государств считают, что важно избегать крайностей при характеристике такого сложного феномена, как глобализация. Многие исследователи сходятся во мнении, что глобализация - это исторический процесс, главным содержанием которого являются изменения, приводящие к выходу властных полномочий, авторитета, действий и интересов за пределы существующих государственных территориальных границ. Основной результат этих изменений - большая политическая и экономическая взаимозависимость.
С 90-х гг. в связи с падением биполярной системы международных отношений процесс глобализации приобретает более широкий размах. С одной стороны, глобализация, усиливая взаимозависимость мира, формирует глобальное экономическое, политическое, информационное и т. п. пространство, открывающее, в известной степени, огромные возможности для поступательного развития государств. С другой стороны, глобализация становится одной из основных причин возникновения новых форм зависимости
- экономической, технологической, идейно-политической и цивилизационной. Особенно заметно влияние глобализации на молодые суверенные государства, их экономическую и политическую безопасность, политические и этнокультурные традиции. С одной стороны, глобализация открыла уникальные возможности для взаимного обогащения культур. С другой стороны, мы являемся очевидцами нивелирования многих культур, растворения национальной самоидентичности, что вызывает протест со стороны других культур. В этих условиях перед многими государствами стоит задача вписаться в современные процессы и отношения, сохраняя при этом свои традиции и культуру. Например, Республика Казахстан должна определить стратегию и тактику своего демократического развития с использованием как опыта развитых демократических государств, так и государств, сохранивших свои идентичность, культуру и традиции, не отказываясь от демократических принципов организации общества и государства.
Интерпретация глобализации как политического процесса формирования однополярного мира во главе с США вызывает обеспокоенность как в общественных, так и научных кругах всех стран, стремящихся сохранить свою экономическую, политическую и культурную самостоятельность. Именно эта обеспокоенность, например, привела к активизации движения антиглобалистов. Обозначившиеся сегодня новые угрозы, усиление антиамериканских настроений, развитие набирающих силу других центров (например, современная Европа, где проходят процессы формирования единых экономического пространства, денежной системы, общих духовных ценностей, демократических традиций) свидетельствует о том, что формируются иные модели глобализации, мир движется к многополярности.
Сегодня актуально формирование многополярного мира, сильных региональных союзов, способных противостоять давлению США. В этой связи представляют интерес дискуссии не только о статусе Европейского союза, но и возможности реализации идей евразийского союза в постсоветском пространстве. В условиях глобализации стратегическая задача, по мнению Н. Назарбаева, состоит в максимальном использовании положительных сторон глобализации и нейтрализации ее отрицательных последствий, которых может быть немало, особенно для развивающихся стран [3, с.2].
Процессы глобализации с учетом возможности их негативных последствий должны осуществляться с точки зрения нравственных ценностей, что нашло отражение в появившихся концепциях «этического мира», «глобальной деревни», «гуманитарной глобализации». Так, в гуманитарных кругах развитых стран появилось качественно иное определение глобализации как «гуманитарной глобализации», понимаемой как развитие диалога культур и цивилизаций после окончания противостояния двуполярного мира. В этом случае под «глобализацией» понимается «глобальный обмен опытом», интенсивный диалог различных субъектов, предоставляющий народам свободный выбор пути исторического и культурного развития. Эта гуманитарная глобализация допускает многообразие социально-политических и экономических систем, имеет перспективы развития.
К особенностям современного этапа глобализации можно отнести усиление тенденции к формированию наднациональной экономической и политической организации мира, повышение роли негосударственных субъектов мировой политики и сужение суверенитета национальных государств; тенденция демократизации социально-политической жизни многих государств. Эти тенденции отражают противоречия современного этапа развития человечества, которые оказывают серьезное влияние на характер политики как на глобальном, так и на региональном и национальном уровне. Решение многих проблем глобализирующегося мира лежит именно в политической плоскости, требует политической воли как государств и их лидеров, так и всего международного сообщества. Необходим такой политико-правовой порядок, при котором обеспечивалось бы право каждого человека на достойную жизнь.
Последняя четверть ХХ в. характеризуется распадом казавшихся прежде несокрушимыми авторитарных и посттоталитарных режимов и постепенного становления и развития демократических институтов и процессов в целом ряде «новых демократий». «Третья волна», начавшаяся с середины 70-х гг. в Южной Европе (падение диктатуры в Португалии, Испании и Греции), затем распространившейся на Латинскую Америку (Аргентина, Бразилия, Боливия, Чили, Уругвай и др.), достигла некоторых стран Юго-Восточной Азии (Филиппины, Южная Корея, Тайвань), а затем со второй половины 80-х захватила страны Центральной и Восточной Европы. В отличие от первых двух третья волна демократизации, во-первых, отличается более широким масштабом, под влияние которой не попали лишь мусульманские и отдельные (например, Китай) коммунистические страны; во-вторых, осуществлялась в более благоприятной международной обстановке, а сама демократия стала определяющей политической тенденцией в мировом сообществе.
Процессы демократизации в странах третьей волны происходят в разных исторических, социокультурных, социально-экономических, политических условиях, неодинаковых стартовых позиций, а потому приводят к различным результатам. За последние годы, по данным американского «Дома свободы», претендующего на ежегодное ранжирование стран мира по критериям соблюдения политических прав и гражданских свобод (поскольку демократизация предусматривает, прежде всего, реализацию гражданских и политических прав и свобод), 44 % всех стран мира стали «свободными» (т. е. соблюдающими высокий уровень политических и экономических свобод и уважающими основные гражданские свободы), 31 % (59 стран) - «частично свободными» (то есть с более ограниченными политическими правами и гражданскими свободами, зачастую при коррупции, слабом уровне обеспечения верховенства права и правового государства в целом, этнических конфликтах и даже гражданских войнах), а 25 % (48 стран) остались «несвободными». Из числа посткоммунистических стран только Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Монголия, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония отнесены к группе «свободных». Собственно постсоветские государства ранжированы жестче и отнесены к группам «частично свободных» и «несвободных» [4, с.6]. Переход к демократии отражает тенденции мирового политического процесса. Выбор в пользу демократического сценария развития, обеспечение жизни человека, его прав и свобод как высшей ценности предполагает глубокие коренные изменения в политике. Демократия во многих государствах выступает наиболее эффективным механизмом для достижения общеполитической стабильности.
Вместе с тем, уже четко проявились и негативные последствия глобализации: усиление вертикальной дифференциации общества, где свобода одних осуществляется за счет подавления свободы других, где демократия сужается и где усиливается олигархия; широкое наступление на права наемных работников, уменьшение их реальных доходов, снижение уровня жизни. Необходимо предупредить антигуманный характер глобализации, придать ей «человеческое лицо». Для обеспечения демократизации, направленной на утверждение прав и свобод человека, важно не только осознание всей серьезности глобальных проблем, но и объединение усилий субъектов мирового политического процесса в их решении. Важнейшим условием объединения политических сил в решении глобальных проблем является широкое и всестороннее сотрудничество, которое должно быть взаимовыгодным, всеобщим и разноуровневым. Процессы глобализации и демократизации требует серьезных изменений всей системы международных отношений, предусматривающих, прежде всего, отход от насильственных форм противоборства и поддержание институтов, реализуемых в своей деятельности принцип мирного разрешения конфликтов (ООН и др.).