Автор: Искакова Г.К. | Год издания: 2007 | Издатель: Астана: Фолиант | Количество страниц: 406
В условиях становления и развития суверенитета Республики Казахстан происходит процесс переосмысления применительно к условиям Казахстана мирового опыта, основных норм и ценностей либерализма и демократии. Восприятие различных идей, опыта других стран должно сообразовываться с особенностями страны: национальными, историческими, геополитическими и т. д. В каждой стране идея развития находит своеобразное преломление, соответствующее её исторически сложившимся особенностям. Определяя модель общественного развития Казахстана, Президент Н. Назарбаев пишет: «Наша модель будет определять наш собственный путь развития, сочетая в себе элементы остальных моделей, но опираясь в основном на наши специфические условия, историю, новую гражданственность и устремления, учитывая конкретность этапов развития» [1, с.274]. В своих представлениях о демократии и правах человека Казахстан стремится преодолеть узкое, ограниченное видение, не учитывающее реальности существования различных культур. Оптимальный вариант - это синтез западных моделей и национальной специфики, представляющей собой такое их органическое осмысление, при котором ценности демократии и прав человека перестают восприниматься как привнесенные извне, а составляют подлинную основу общественной жизни.
Восприятие западных идей не означает, что политико-правовая модель казахстанского государства полностью базируется на них. «Правовая модель общества представляется каждому народу в том виде, в каком он способен ее воспринять и открыть для себя ее правовые принципы, конструкции, структуру, сущность» [2, с.43]. Новая формирующаяся политико-правовая система Казахстана отказалась, как в целом, так и в частностях, от советских принципов. Казахстан в первую очередь попытался отказаться от тоталитаризма. «Тоталитаризм, - пишет Н. Назарбаев, - через плотную сеть идеологических фильтров выстраивал свой инструмент информационного контроля над индивидом и народами. Да, для этого были созданы серьезные институциональные механизмы. Та куцая свобода, о которой с ностальгией вспоминают сегодня некоторые люди, всю жизнь вынужденные прятать свое национальное достоинство, свобода, рамки которой ограничивались робкими эзоповскими попытками защитить свое национальное «я», свобода в малом и несвобода в большом, никак не может быть основанием казахстанской культурной модели» [3, с.69].
Как и большинство постсоветских государств, Казахстан столкнулся с серьезными трудностями при переходе к рыночной экономике и новой политической системе: спад производства, безработица, снижение уровня доходов населения, кризис социальной сферы и др. Казахстан, самостоятельно избрав демократические ценности, сегодня последовательно продвигается по пути признания и обеспечения прав человека, внедряет либеральные механизмы в экономике, развивает частную собственность как основу для формирования гражданского общества. При этом Казахстан отчетливо осознает, что формирование правового государства и гражданского общества, обеспечение верховенства права и приоритет прав человека - это довольно длительный и постепенный процесс. Казахстан, переживая трансформационный процесс, характеризовался борьбой различных социально-политических сил за реализацию отвечающих их интересам вариантов преобразования общества. Рассматривая социокультурную реальность, специфику культурного развития и ментальности населения, проявляющихся в тяге к патернализму, социальному иждивенчеству, низком уровне гражданского самосознания, политики и исследователи отмечают, что индивидуальность в странах Запада формировалась естественным путем и выражала логику исторического процесса. В Казахстане она формируется в условиях посттоталитарного общества и должна осуществляться путем формирования новых социальных институтов с учетом исторических особенностей развития республики и меняющейся ситуации. Невозможно быстро преодолеть инерцию сформировавшейся в предшествующий период традиции своих граждан не отождествлять себя с носителями неотъемлемых и никем не дарованных прав и свобод человека.
Важной тенденцией постсоветской трансформации Казахстана явились определенные продвижения в политической области: принята и действует Конституция, провозгласившая общепризнанные демократические ценности и свободы; созданы и функционируют многие демократические институты; проводятся выборы публичных органов власти, приняты законодательные акты, направленные на защиту прав и свобод граждан; работают многочисленные негосударственные печатные и электронные СМИ; формируются независимая судебная власть и многопартийная система. В общем, в Республике Казахстан содержание социально-политических процессов заключается, главным образом, в переходе от системы командной экономики к рыночной, от командноадминистративной системы управления к демократии.
Сегодня мнения казахстанских исследователей по проблемам содержания и направленности переходных политических процессов в Казахстане разделились. В научной литературе в самом общем виде выделяют три позиции, отражающие различные мнения-оценки [4]. Авторы первой позиции считают, что политическая система и политический режим Казахстана носят, безусловно, демократический характер (А. Котов, А. Айталы, А. Нурмагамбетов и др.). Сторонники другой позиции определяют политический режим республики как авторитарный, т. е. такой, где авторитарный компонент превалирует абсолютно (Б. Бектурганова, Л. Семенова и др.).
Наиболее объективной представляется нам позиция, согласно которой политическая система и политический режим в Казахстане, оценивается в целом как демократические, но с достаточно сильным авторитарным компонентом (А. Кадыржанов, Е. Ертысбаев, А. Балгимбаев и др.). Последний компонент выражается, прежде всего, в сильной президентской и исполнительной власти, наличие которой объясняется необходимостью обеспечить стабильность в трансформирующемся обществе, проведения сверху демократических преобразований. Доктор философских наук А. Балгимбаев подчеркивает: «Для политической жизни республики характерны постоянные колебания между авторитаризмом и демократией, которые нашли свое отражение в самой структуре сложившейся политической системы, закрепленной в новой Конституции. В целом же структура политической власти не обеспечивает необходимого баланса ее ветвей и эффективного функционирования политической системы, создает почву для авторитарных тенденций. Выход лишь в решительном движении к демократии, создании подлинной демократической политической системы» [5, с.51].
Доктор политических наук Е. Ертысбаев оценивает демократию в современном Казахстане как «авторитарную демократию», представляющую собой гибрид «демократических процедур и авторитарных моделей» [6, с.26]. При этом авторитаризм в Казахстане, по мнению автора, выступает не противовесом демократии, а, скорее, в качестве дополнения, инструмента политической модернизации, самостоятельно определяющего время, способ и масштабность перехода к демократии. Поддерживая оценку Е. Ертысбаевым казахстанской демократии как «авторитарной демократии», А. Ахметов подчеркивает, что в концепции авторитарной демократии и ее практике, во - первых, должна быть найдена мера авторитаризма и, во-вторых, с развитием общества, по мере осуществления реформ, демократический компонент должен увеличиваться и расширяться, а авторитарный компонент - постепенно сокращаться. Авторитаризма, пишет он, должно быть столько, сколько необходимо для целеустремленного и решительного проведения сверху политических и экономических реформ - с одной стороны, и для обеспечения мира и согласия, т. е. политической стабильности в обществе - с другой, но не более того. За пределами этих двух целей авторитаризм должен уступать свое место и роль демократии. При этом общество должно быть уверенно в том, что сильная власть будет использована только в пределах провозглашенной цели (демонтаж основ тоталитарного строя, переход к демократии и рынку), а не для других целей, скажем, для узурпации власти в личных целях [4]. Президент Н. Назарбаев подчеркнул, что «для Казахстана нет проблемы выбора - авторитаризм или демократия. Все дискуссии и опасения о возможности авторитарного режима порождены непониманием роли государства в осуществлении перехода от одной социально-экономической системы к принципиально иной», что «демократия является нашим осознанным выбором, и мы ее совершенствуем с учетом нашей геополитической ситуации и регионального окружения» [7, с.2]. Главное свое предназначение государство Республики Казахстан видит в создании благоприятных условий для того, чтобы демократическое развитие могло состояться. Особенностью казахстанской модели демократии является, с одной стороны, акцент на государственном регулировании и постепенности перехода к механизмам саморегулирования различных сфер общественной жизни при сохранении общей социальной ориентации государства. С другой стороны - вмешательство государства в жизнь общества ограничивается правом. Государство, утверждая себя правовым, ограничивает себя Конституцией и законами, а свою обязанность видит в обеспечении динамичного развития общества, достойного уровня жизни населения, личной, общественной и национальной безопасности.
Важной проблемой, способной влиять на соотношение авторитаризма и демократии в переходном обществе, является степень реализации прав и свобод человека и гражданина. От того, какая сложится в стране концепция прав и свобод, на каких принципах сформировано национальное законодательство и, соответственно, политика государства в области прав и свобод человека зависит ее способность или неспособность позитивно влиять на формирование демократического политического режима в Казахстане. Переходный период показал, что именно проблема прав и свобод человека является той ключевой проблемой, целенаправленное и систематическое решение которой способно продвинуть казахстанское общество по демократическому пути, блокировать механизмы авторитарного воздействия, сузить автократическое поле управления обществом, внести существенный вклад в соотношение авторитаризм-демократия в пользу последней. С другой стороны, чем более демократичным складывается режим, чем сильнее демократические политические институты, тем более эффективны созданные в обществе правозащитные механизмы. Таким образом, процессы демократизации общества, в т. ч. политического режима, и утверждения прав человека, взаимосвязаны и взаимозависимы.
Права и свободы человека должны стать фундаментальным понятием для утверждения подлинной демократии и конституционности в Казахстане. Права человека должны стать государственной идеологией в правовом государстве, сущностью и содержанием гражданско-политического устройства казахстанского общества, его политико-правовой жизни.
Государство является основным носителем ответственности перед народом и международным сообществом за обеспечение прав граждан. Переосмысление роли государства, призванного утвердить права и свободы человека, признание гражданина и государства равноправными субъектами с взаимными правами и обязанностями, приводят к необходимости радикального пересмотра природы взаимоотношений гражданина и государства.
Г осударственная власть в Казахстане едина и функционирует в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов. Реализация конституционного принципа разделения властей предполагает независимое и самостоятельное исполнение тех функций конкретного государственного органа, которыми он наделен в установленном порядке. Именно от деятельности всех органов государственной власти, от того, как органы законодательной, исполнительной и судебной власти в центре и на местах регулируют отнесенные к их компетенции вопросы, зависит, насколько полно обеспечиваются конституционные права и свободы человека и гражданина. Органы государственной власти, обладая различным статусом, призваны внести свой вклад в обеспечение прав граждан.
В условиях формирующейся политико-правовой системы необходимо качественное обновление всей концепции прав человека и гражданина, практики их конституционного обеспечения. Как уже отмечалось выше, в реальной практике не может быть общечеловеческой, единой для любых общественных устройств концепции прав и свобод человека. Каждая отдельно взятая страна, в том числе Казахстан, формирует собственную национальную концепцию прав человека, опираясь на общечеловеческую концепцию, выработанную международным сообществом, на принцип универсальности, развивая собственную культуру и сохраняя национальное своеобразие. Сравнивая Казахстан с Западом, Ж. Абдильдин, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК, пишет: «Наша цивилизация всегда отдавала предпочтение обязанностям, западная же - праву. Мы опирались традиционно на национальные, а также на советские культурные традиции, допускавшие систему принуждения, а Запад опирался на свободу и индивидуализм. Нами всегда ценились общественные блага, а Запад предпочитал интересы личности» [8, с.3]. Сложившаяся в степи цивилизация впитала в себя признаки как Востока, так и Запада. Доктор философских наук А. Нысанбаев пишет: «Феномен номадизма оригинально сочетает
коллективистское и индивидуалистическое, этатисткое и либеральное начала» [9, с.12]. Это делает Казахстан очень мобильным для впитывания приемлемых и необходимых для Казахстана ценностей - как западных, так и восточных. Творческое сочетание собственного и мирового опыта - необходимое условие для формирования национальной концепции прав и свобод человека, ее реализации в условиях формирующего гражданского общества и правового государства. От того, какая сложится в стране концепция прав и свобод, на каких принципах сформировано национальное законодательство и, соответственно, политика государства в области прав человека зависит их способность или неспособность позитивно влиять на демократические процессы в Казахстане.
В начале 90-х гг. развитие казахстанского общества характеризуется значительным ростом международного авторитета Казахстана, заметной активизацией его деятельности на международной арене. Казахстан, вступив в марте 1992 года в ООН, заявил о вхождении в мировое сообщество в качестве независимого государства и взял курс на последовательное осуществление международных норм и принципов прав и свобод человека. Согласно статье 56 Устава ООН, Казахстан взял на себя обязательства предпринимать «совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией», чтобы способствовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии».
За 1991 - 2004 гг. Казахстан признали более 120 государств мира, заключено более 800 межправительственных и межгосударственных договоров и соглашений. Казахстан стал полноправным членом 72 международных организаций, присоединился к 54 международным Конвенциям, пактам и соглашениям. Казахстан, являясь членом ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), активно сотрудничает с их специализированными и региональными органами (Центр ООН по правам человека, Бюро по демократическим институтам и правам человека и т. д.). В
1992 г. Президент РК Н. Назарбаев подписал акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1993 г. Казахстан принял участие во Всемирной конференции ООН по правам человека в Вене, где вновь подтвердил свою приверженность универсальным правам человека. Развивается сотрудничество Казахстана с такими структурами ОБСЕ - Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), координатором ОБСЕ по экономическим и экологическим вопросам и представителем ОБСЕ по свободе средств массовой информации и др.
Расширение сферы прямого действия общепризнанных международных принципов и норм в области прав и свобод человека на всей территории республики происходит главным образом путем ратификации Казахстаном международных договоров и конвенций в этой области. Учитывая прямое действие международных договоров, Казахстан на основе определения приоритетных международных проблем, имеющих для страны наиболее актуальное значение, ответственно подходит к ратификации таких документов. Одним из первых международных договоров, ратифицированных Казахстаном, стала Конвенция о правах ребенка. К 1 января 1999 года Казахстан стал стороной четырнадцати международных договоров, направленных на защиту прав человека. В числе ратифицированных Республикой Казахстан в 1998 г. международных договоров - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него. Казахстан присоединился к Конвенции о политических правах женщин, ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. С момента принятия Римского статута международного уголовного суда Казахстан выразил политическую волю и поддержку создания международного универсального механизма осуществления правосудия за преступления против человечества. В июле 2001 г. Казахстан ратифицировал два факультативных протокола, касающихся торговли детьми, детской проституции и порнографии, а также участия детей в вооруженных конфликтах. В июле 2002 г. Казахстан присоединился к Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Указ Президента (2003 г.) о присоединении Казахстана к основополагающим международным договорам в области прав человека - Международному Пакту о гражданских и политических правах, Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах, а затем их последующая ратификация требует внесения заметных изменений в национальное законодательство в области прав человека. В частности, более демократичными и соответствующими международным стандартам должны быть законы о средствах массовой информации, адвокатуре, государственном управлении и др.; необходимо принятие закона о местном самоуправлении и
Уполномоченном по правам человека, дальнейшая гуманизация уголовного законодательства и уголовной политики, которые позволят приблизить не только казахстанское законодательство, но и социальную практику к международным стандартам. К сожалению, руководители министерств и ведомств (прежде всего, силовых) не приняли пока ратифицированные Пакты как акты, требующие серьезных перемен в практической деятельности их ведомств. Ратификация Казахстаном основных Пактов предусматривает реальное ответственное отношение государства, всех его органов к своим обязательствам, выступает серьезным стимулом для позитивных изменений в законодательстве и практике прав человека (хотя следует помнить о том, что не все развитые страны присоединились ко всем ООН-овским документам, а процесс их ратификации, как и появление демократических институтов, иногда продолжается десятилетиями). Ратификация Международных Пактов будет содействовать дальнейшей его интеграции в мировое сообщество и международный процесс защиты прав человека.
Казахстан активно сотрудничает и с государствами в рамках СНГ. Казахстан подписал Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1993 г.), Конвенцию СНГ об обеспечении прав лиц,
принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.), ряд договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др. Но, к сожалению, принятую в рамках СНГ Конвенцию о правах и основных свободах человека (1995 г.) Казахстан тогда не подписал.
Таким образом, Казахстан, объявив себя независимым государством, стал членом ООН, ОБСЕ и СНГ, присоединился к целому ряду международных актов по правам человека и принял на себя соответствующие обязательства. Свое дальнейшее демократическое продвижение Республика Казахстан связывает с активизацией своей деятельности в рамках универсальной (ООН) и региональных (СЕ, ОБСЕ и СНГ) систем защиты прав человека.
Долгое время обсуждался вопрос о том, должен ли Казахстан немедленно присоединиться к важнейшим международным документам или эволюционным путем осуществлять ратификацию и реализацию международных стандартов по правам человека. Последовательный и взвешенный подход, темпы ратификации международных правовых актов по правам человека говорят о том, что Казахстан избрал эволюционный путь. Казахстан, не отрицая отдельных объективных трудностей социального развития, придает большое политическое значение процессу укрепления правозащитной деятельности и подтверждает готовность последовательно создавать систему обеспечения прав в Казахстане в соответствии с международными стандартами. В основе принятия решения о присоединении к конкретному международному договору лежит анализ динамики развития международного сотрудничества в рамках каждого конкретного договора, всесторонняя оценка условий и возможностей реального выполнения предусмотренных в нем обязательств. С развитием экономики, ее потенциала расширятся возможности для более активного участия Казахстана в многосторонних международных договорах в области прав и свобод человека. Вместе с тем, заметен существующий разрыв между положениями международных правовых актов, Конституции, законов и подзаконных актов, что является отражением существующих в обществе различных подходов к демократическим преобразованиям в стране, к решению проблем прав и свобод человека. Институционализация прав человека должна происходить на основе как концепции прав человека, выработанной мировым сообществом, так и национальных условий внутригосударственного развития.
Известно, что в странах с богатыми демократическими традициями защита прав человека внутригосударственным законодательством является более эффективной, чем международными механизмами. Поэтому для Казахстана важно сформировать национальное законодательство, соответствующее не только международным стандартам прав человека, но и обеспечивающее действенный механизм защиты прав человека на национальном уровне.
В Республике Казахстан идеи прав и свобод человека являются ключевыми в конституционном и текущем законодательстве (за годы независимости в Республике Казахстан принят целый блок законов, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина). Основы независимой казахстанской государственности, идею гарантированности и защиты прав гражданина заложила еще Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР (1990 г.), в которой представителям всех наций и народностей, проживающим в Казахстане, гарантировались все конституционные права и свободы, правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни. Способы политического и юридического закрепления приоритета прав и свобод разнообразны, но главным из них являются конституция. Конституция как основной закон общества и государства провозгласила, что высшими ценностями Республики Казахстан «являются человек, его жизнь, права и свободы».
Разработка и обсуждение Конституции 1993г. вылились в поиск компромиссных формулировок, устраивающих различные, порой противоречивые позиции, что объясняется динамичностью переходных процессов, дефицитом времени для всесторонней проработки и рядом других факторов. Наличие противоречивых конституционных положений привело к тому, что окончательный текст Конституции отличался расплывчатостью, излишним стремлением к универсализации, когда, с одной стороны, декларировалось стремление к достижению всего того, чего достигла мировая цивилизация, а с другой - фактически консервировалась прежняя система социально-экономических и политико-конституционных отношений. Оторванная от реальных потребностей общества, далекая от требований социально-экономических и политических преобразований, она становилась препятствием в дальнейшей экономической и политической модернизации страны [10]. Конституция 1993 года закрепляла, например, право на труд (то есть обязанность государства предоставить каждому работу), в то время как в Казахстане уже значительны были масштабы явной и скрытой безработицы. В сложных условиях перехода к рыночной экономике, сопровождаемого падением производства, разрывом хозяйственных связей и т. д., обеспечить правом на труд было нереальным. Необходимо было принятие новой
Конституции, отвечающей изменившимся политическим и социальноэкономическим условиям постсоветского общества.
Осознавая, что демократизация общества и утверждение прав человека - это протяженный по времени процесс, Казахстан в 1995 г. принял новую Конституцию, которая установила уникальный для республики баланс либерально-демократических и социальных ценностей. Конституция Республики Казахстан, являясь особым политико-правовым институтом, органично сочетает позитивное право (национальное законодательство), создаваемое и применяемое институтами правотворчества (например, Парламентом) и правоприменения (например, центральными исполнительными органами), с идеями естественного права, то есть воплощает естественноправовую концепцию происхождения прав человека. Основным содержанием этого правопонимания выступают положения о том, что в национальной правовой системе Казахстана право не только выступает как формальная мера справедливости, но и как форма баланса либеральных и социальных оснований общества, начал Свободы и Общего блага, а также других компонентов, составляющих понятие либерального институционализма [11, с.220]. Анализ текста Конституции РК (1995 г.), в которой 29 статей из 98 прямо посвящены правам и свободам человека и гражданина, показывает, что она в целом имеет демократический характер. В ней права и свободы заложены на уровне современных представлений, зафиксированных в основных политических документах, в т. ч. Всеобщей декларации прав человека и международных пактах по правам человека. Конституция исходит не только из общепризнанных международных норм, но и имеет немало общего с последними в подходах к проблеме прав человека. Основной закон отвергает дискриминацию по признаку пола, расы, языка, религии, национального и социального происхождения, защищает важнейшие политические и гражданские права и свободы, в исключительных случаях, оговоренных законом, допускает ограничение прав и свобод человека, гарантирует провозглашенные права и свободы человека во всех областях государственной и общественной жизни.
Конституция Республики Казахстан 1995 г. закрепила основы утверждающейся в Казахстане концепции прав и свобод человека. В чем ее отличие от советской концепции прав человека? Во-первых, современная казахстанская концепция прав и свобод человека отказалась от классового подхода в закреплении правового статуса личности. В советском государстве этот принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины. В первых советских конституциях все провозглашаемые права и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. рабочими и крестьянами. Другая часть граждан - так называемые «эксплуататоры» - была лишена и ограничена в правах. Они были лишены всех политических, многих социальных и экономических прав и свобод, хотя и не были лишены гражданства. Постепенно, от одной советской конституции к другой, от «построения основ социализма» к «развитому социализму», формы проявления классового подхода к правам личности менялись, стали более гибкими, но сущность его оставалась прежней. В Конституции СССР 1977 г. и Конституции Казахской ССР 1978 г. уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Но реализовать свои права и свободы граждане могли только в рамках социалистической идеологии. Причем критика существующего строя считалась преступлением против государства. Последствиями осуществления классового подхода к правам человека стали подавление личности, нарушение ее прав и свобод, навязывание человеку ценностей социализма, неприятие инакомыслия.
В Конституции Республики Казахстан 1995 г. закреплено признание идеологического и политического многообразия. В соответствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом, приверженностью к каким-либо идеологическим ценностям, политическим взглядам. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.
Во-вторых, в основу современной казахстанской концепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса личности. Впервые в истории конституционного развития нашего государства отдельно признано понятие «права человека». В Конституции РК в пункте 2 статьи 12 записано: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов». Тем самым подчеркивается, что они не «даруются» и не устанавливаются «свыше» каким бы то ни было государственным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих причин. Признание естественных прав человека государством является исходным началом и определяет содержание второго раздела Конституции «Человек и гражданин». Понятие «права человека» и «права гражданина» близки и органически связаны, но по своему содержанию не совпадают. Первые универсальны и первичны, вторые выражают уровень развития государства. Права и свободы человека, независимо от гражданской принадлежности, признаются Республикой Казахстан, гарантируются и защищаются ею. Гражданин - это человек. Поэтому все права и свободы человека относятся и к гражданину. Такими же естественными правами человека обладают иностранные граждане и лица без гражданства.
Вместе с тем не каждый человек, находящийся на территории нашего государства, является гражданином РК. Своим гражданам государство представляет и гарантирует более широкий перечень прав и свобод и определяет обязанности. Так, в пункте 3 статьи 12 Конституции РК записано: «Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности» [12, с.7]. Исходя из отличий «прав граждан» от «прав человека», Конституция РК формулирует права и свободы личности. Термины «человек», «каждый», «все», «никто» применяются при определении прав и свобод человека. Конституция РК, определяя права, свободы и обязанности граждан, прямо указывает на это. Например, к правам человека относятся следующие положения Конституции: «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод», «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам», «Все равны перед законом и судом». В случае, если имеются в виду права гражданина, то об этом прямо говорится в Конституции. Например, согласно статье 23 Конституции граждане РК имеют право на свободу объединений.
В социалистической теории права и свободы человека не признавались в правовом и политическом аспектах как самостоятельные категории. Понятие «человек» заменялось социально-классовыми понятиями «трудящиеся», «эксплуататоры», затем «граждане». Впервые за рамки этих понятий вышла Конституция СССР 1977 г., затем соответственно Конституция Казахской ССР 1978 г., включившие второй раздел под названием «Государство и личность». Но в них по-прежнему закреплялись права и свободы граждан.
В-третьих, важнейшим отличием современной концепции прав человека, закрепленной в Конституции 1995 г., является признание субъектом прав и свобод каждого конкретного человека в отдельности. В социалистической теории имелся в виду, прежде всего, коллективный субъект. Но принцип коллективизма выступает положительным фактором гражданского общества лишь в том случае, если при этом не игнорируются индивидуальные права и свободы каждого человека. В теории и практике социализма такое соотношение не обеспечивалось.
В-четвертых, важным отличием казахстанской национальной концепции прав человека является отказ от характерного для советской концепции принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Считалось, что советское государство само в полной мере выражает общественные и личные интересы, что у граждан, как и общества в целом, не могут быть политические интересы, отличающиеся от государственных. Если такие интересы все же формировались, то в зависимости от формы их выражения, они либо игнорировались, либо вызывали отрицательную реакцию государства вплоть до проведения репрессивных мероприятий.
В Республике Казахстан, как уже отмечалось, высшей ценностью признан человек, его права и свободы. Государство рассматривается не как «самая массовая организация трудящихся», а как основной институт общества с широким кругом обязанностей и ответственностью перед членами общества.
В-пятых, в Конституции РК закреплено, что «международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами...», т. е. закреплен принцип приоритета международных норм перед нормами внутреннего законодательства. Общепризнанные принципы и международные стандарты в целом и международные договоры Республики Казахстан являются составной частью ее действующего права. Международные стандарты по правам человека в силу роста их авторитета и роли в международном сообществе, в том числе в Казахстане, начинают выполнять приоритетную, регулирующую и направляющую функцию в национальном законодательстве.
Сложные отношения, возникающие между государством и гражданином, требуют четкого регулирования и упорядоченности, нормативного закрепления прав и обязанностей. Такое требование обусловлено особой важностью взаимоотношений между личностью и государством для поддержки существующего конституционного строя, его эффективного функционирования. Национальная принадлежность, например, рассматривается как комплекс прав, связанных с национальностью, и отражает специфику полиэтничного Казахстана, восстанавливающие на новой основе интернациональные традиции, а также задачи сохранения и возрождения всех национальных культур. Именно в национальной сфере требуются деликатность и взвешенность при разработке законодательства и политики государства. Право свободно определять указывать или не указывать свою национальную принадлежность, запрещение разжигания национальной розни, признание неконституционными действий, способных нарушить межнациональное согласие и т. д. - все это в совокупности создает правовые основы для бесконфликтного рассмотрения национальных проблем в судебных и исполнительных органах власти. При этом главную гарантию в исполнении конституционных норм в области межнациональных отношений государство видит в строгой и реальной увязке прав наций с правами конкретного человека, что выступает методологической основой для национальной политики государства.
Конституция РК устанавливает такие гарантии прав и свобод человека и гражданина как признание «неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие» (п. 2 ст. 39). Она не допускает ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам и исчерпывающе определяет перечень тех прав и свобод, которые не подлежат ограничению ни в каких случаях (п. 3 ст. 39). Это, прежде всего, базовые принципы гражданства, право каждого на признание его правосубъектности, судебную защиту прав и свобод, получение квалифицированной юридической помощи, принципа равенства всех перед законом и судом, право каждого на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства человека и др. Конституционные гарантии прав человека и гражданина действительны только тогда, когда они закреплены в развернутой системе устоявшихся процедур, которые реализуют на практике жизненность этих конституционных гарантий.
Пользование индивидом правами и свободами сопряжено с его ответственностью, возможными ограничениями, определяемыми мерой и границей свободы, установленными Конституцией и законами РК. Еще И. Кант писал, что право человека есть свобода каждого, ограниченная такой же свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону.
Республика Казахстан четко обозначила конституционные пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина, основанные на международных стандартах. Конституция РК определяет порядок и причины ограничения, указывает, в какой мере могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина: «лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения» [12, с.12]. Конституция закрепляет четыре основания, по которым законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина с целью устранения угрозы важнейшим ценностям РК: конституционному строю, общественному порядку, правам и свободам человека, здоровью и нравственности населения. Этот перечень является исчерпывающим и не может быть расширен.
Вместе с тем анализ текста Конституции показывает, что достоинство человека не стало в Конституции РК основой высокого статуса человека: положение о достоинстве сведено в статью, в которой речь идет о недопустимости пыток. Не вошли в текст Конституции такие важнейшие нормы, как положения о строго разрешительном характере деятельности всех государственных органов и должностных лиц, о допустимости совершения ими только тех актов и действий, которые прямо предусмотрены в законе; запрет использования регулярных сил для решения внутригосударственных политических конфликтов.
Таким образом, Казахстан, как и большинство постсоветских государств, переживает сложный и противоречивый процесс перехода от тоталитаризма к демократии. Политическая система и политический режим в Казахстане оцениваются в целом как демократические, но с достаточно сильным авторитарным компонентом. Становление новой государственности потребовало качественного обновления всей концепции прав и свобод человека и гражданина, создания национальных стандартов в области прав человека. Условием для формирования национальной концепции прав и свобод человека, ее реализации явилось творческое сочетание собственного и мирового опыта, опора на общечеловеческую концепцию, на принцип универсальности, с учетом особенностей внутригосударственного развития. Конституция РК, установив уникальный баланс либерально-демократических и социальных ценностей, исходит из общепризнанных норм международного права, имеет немало общего с последними в подходах к проблеме прав человека. Для современной системы конституционных прав и свобод в РК, в отличие от советского периода, характерен отказ от абсолютного приоритета прав и интересов государства по отношению к правам и интересам отдельной личности. Конституционные нормы определяют особое место человека в системе правовых отношений, выдвигают защиту его прав и интересов в качестве принципа, действующего в обществе и государстве.
В конституционном законодательстве закреплены гражданские и политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права, гарантии их обеспечения, предусмотрены определенные ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы для обеспечения прав и свобод самой личности и нормального функционирования и развития общества и государства. Идея прав человека стала важнейшей основой Конституции Республики Казахстан и нацеливает все ее содержание на человека, его права и интересы. Конституционные положения утверждают новую концепцию взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности. Потому и государственная власть, ее построение и деятельность должны исходить из требований, вытекающих из основных прав и свобод человека, подчинить содержание юридической и политической системы непосредственно человеку, его неотъемлемым правам и свободам. Появившиеся в последние годы концептуальные изменения в позиции государства в области прав человека не только шаг вперед в нормативно-правовой области, но и закладывают реальные механизмы в практической деятельности государственных органов, их должностных лиц.
Проблема прав и свобод человека и гражданина является ключевой проблемой, способной повлиять на соотношение авторитаризма и демократии в переходном обществе. От содержания национальной концепции прав человека, политики ее реализации, целенаправленного и систематического решения проблем прав и свобод человека зависит дальнейшая демократизация общества и политического режима в Казахстане. По мере реализации всей совокупности прав и свобод человека казахстанское общество будет продвигаться по демократическому пути, а механизмы авторитарного воздействия и автократическое поле управления обществом будет сужаться.