Политология: Учеб. пособие для студентов заочного отделения

Автори: , , , | Рік видання: 2006 | Видавець: Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та | Кількість сторінок: 168

Сущность, основания и ресурсы власти, ее легитимность

Политология познает политику с помощью методов поли­тической науки.

1. Нормативно-ценностный подход предполагает выяс­нение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свобо­ды, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентируется на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

2. В отличие от нормативного функциональный подход требует изучения зависимости между политическими явления­ми, обнаруживающимися в опыте, например: взаимосвязи уров­ней экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избира­тельной системы и количества партий и т. п.

3. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответст­вующих потребностей системы.

4. Институциональный метод - акцент делается на функциях и деятельности политических институтов (государст­ва, политических партий, движений).

5. Антропологический подход истоки политики видит в коллективной сущности человека. Этот подход требует изуче­ния политики как обусловленной не социальными факторами, а родовыми чертами человеческой природы, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т. д.).

6. Психологический подход также требует исходить в по­литических исследованиях из реальной природы человека, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Психологический метод ориентирован на изучение объективных механизмов по­литического поведения; индивидуальных качеств, черт характе­ра, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

7. Исторический подход обращает внимание на политиче­ские явления во времени и пространстве: как происходит изме­нение политических институтов. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, исследования связи прошлого, настоящего и будущего.

8. Социологический метод предполагает выяснение зави­симости политики от общества, выявление социальной обуслов­ленности политических явлений, в том числе влияния на поли­тическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

9. Бихевиористский метод акцентирует внимание на по­ведении человека в сфере политики. Кредо бихевиоризма: поли­тология должна изучать непосредственно наблюдаемое (вер­бальное, словесное и практическое, осознанное и мотивируемое подсознанием) политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.

10. Системный метод делает акцент на целостности поли­тики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как единого сложно устроенного организма, как саморегулирующегося меха­низма, который находится в непрерывном взаимодействии с ок­ружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Политической сис­теме принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет, по Д. Истону, две важнейшие функции: 1) распределение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.

11. Динамическую картину политики формирует деятель­ностный подход. Он рассматривает ее как специфический вид общественной деятельности, как процесс принятия политических решений и мобилизации ресурсов на их осуществление, органи­зации масс; как регулирование деятельности, учет и контроль за


реализацией целей, анализ полученных результатов и постановку новых целей и задач.

Деятельностный подход служит методологической базой теории политических решений. Рассматриваемая под этим углом зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С исполь­зованием деятельностного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом.

12. Своеобразным развитием и конкретизацией деятельно­стного метода является критически-диалектический метод. Он ориентирован на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее само­движения, движущей силы любых политических изменений.

13. Сравнительный (компаративистский) подход пред­полагает сопоставление однотипных политических явлений, на­пример, политических систем, партий, различных способов реа­лизации одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения практических задач.

14. Субстанциональный («субстанция» - первооснова, ма­терия), или онтологический подход требует выявления или ис­следования первоосновы, составляющей специфическую качест­венную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношения господства и подчинения в их много­образных проявлениях или деление общества на «друзей» и «вра­гов» (К. Шмитт). Поэтому не случайно, что среди огромного количества определений политики явно доминируют ее характе­ристики через власть и господство.

Использование всех названных и других методов позволяет дать разнообразные всесторонние характеристики политической реальности.

Политология выполняет две группы общественных функций:

1) служебные (обслуживания политической практики), сре­ди которых:

а) нормативная функция - определение норм политической деятельности учреждений, политических процедур, выборов,

б) планирования политических процессов;

в) прогнозирования ожидаемых событий и избегания их не­гативных последствий;

г) организационная функция - разработка рекомендаций для ведения переговоров, для деятельности партий, политических учреждений.


2) познавательные и критические:

а) теоретический анализ политических идей, теорий, прак­тической деятельности, который дает возможность дать оценку лидеру, партии, государству не на обыденном уровне, а на науч­ном;

б) критическая проверка политических идей и действий;

в) построение теории какого-либо процесса, что позволяет предвидеть его развитие;

г) мировоззренческая - помогает познать окружающую дей­ствительность.