Политология: Учеб. пособие для студентов заочного отделения

Автори: , , , | Рік видання: 2006 | Видавець: Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та | Кількість сторінок: 168

Понятие и сущность государства. Теории происхождения государства

Власть - одно из фундаментальных начал общества и по­литики. Она существует везде, где есть устойчивые объедине­ния людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве - в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

В научной литературе существуют разнообразные опреде­ления власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении власти и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить целый ряд важнейших направлений в трактовке власти.

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения ха­рактеризуют власть как устойчивую способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов с по­мощью других людей. «Власть может быть определена как реа­лизация намеченных целей», - пишет Б. Рассел. Телеологиче­ские определения порою трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

2. Бихевиористские трактовки власти рассматривают ее как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуали­зирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотива­цию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок вла­сти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энерги­ей». Человек видит во власти средство улучшения жизни: при­обретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т. п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаж­даться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равнове­сие политических сил.

3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индиви­дов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого пове­дения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода — психо­анализ. Он трактует стремление к власти как проявление, суб­лимацию подавленного либидо, представляющего собой под­верженное трансформации влечение преимущественно сексу­ального характера (3. Фрейд) или же психическую энергию во­обще (К. Г. Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимо­действие воли к ней - одних и готовности к подчинению, «доб­ровольному рабству» - других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположен­ным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенно­сти и успокоения. Различные психоаналитики расходятся в объ­яснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московией, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и тол­пы, другие же (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости подсоз­нания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический цодход помогает выявить механизмы мотива­ции власти как отношения командования - подчинения.

Противоположностью бихевиористского и психологиче­ского видений власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти сни­зу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально на­блюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то сис­темный метод исходит из производности власти не от индиви­дуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает ее как «способность системы обеспечивать исполнение ее эле­ментами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство со­циального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системность власти обусловливает ее относительность, т. е. рас­пространенность на определенные системы.

Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и испол­нения. Без власти невозможно коллективное существование че­ловека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само об­щество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть - это свойство со­циальных статусов, ролей, дающее возможность контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздейство­вать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Реляционистские (от фр. «relation» - отношение) опреде­ления власти рассматривают ее как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает оп­ределяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъ­ект с помощью определенных средств контролирует объект. Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увя­зать в единое целое ее различные характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся прежде всего меха­низмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властво­вания, а также способами взаимодействия между ее партнерами (см. табл.).

Концепции и подходы к определению природы власти

Концепции и ведущий представитель

Содержание

Теологическая

(ученые-богословы)

Власть - это божественное установ­ление, потребность в ней обуслов­лена «естественной греховностью» человека

Биологическая (Ф. Ницше)

Власть - это механизм обуздания биологической агрессии, заложен­ной в человеке

Бихевиоризм

(Ч. Мерриам, Г. Лассуэл)

В основе поступков человека лежит стремление к власти, это домини­рующий мотив политической ак­тивности

Психоаналитическая (3. Фрейд, К. Хорни и др.)

Власть - это способ господства бес­сознательного над человеческим сознанием

Структурно- функциональная (Т. Пар­сонс)

Власть - это отношение неравно­правных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми роля­ми (например, роль управляющих или управляемых)

Социальная конфликтоло­гия (потенциально-волевая) (К. Маркс и др.)

Власть - это господство и подчине­ние, возможность или способность политического субъекта осуществ­лять (навязывать) свою волю

Дуалистическая (М. Дюверже)

Власть двойственна: 1) является инструментом господства; 2) сред­ство интеграции


Существуют и другие трактовки власти; все существую­щие подходы к определению сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многозначность этого политическо­го феномена.