Политология: Учеб. пособие для студентов заочного отделения

Автори: , , , | Рік видання: 2006 | Видавець: Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та | Кількість сторінок: 168

Правовое государство и гражданское общество

Государство - это основное средство осуществления по­литической власти, центральный институт политической систе­мы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как но­ситель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщ­ность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

В современной науке государство в узком смысле пони­жается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсою­зами и т. п.

Общие признаки государства.

Государства разных исто­рических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей сте­пени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою доста­точно размыты. Это следующие общие признаки.

1. Публичная власть, отделенная от общества и не совпа­дающая с организацией всего населения, наличие слоя профес - сионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах само­управления.

2. Территория, очерчиваемая границами государства. За­коны и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровно-родственному, религиозному или какому-нибудь еще признаку, а на основе территориальной и обычно этниче­ской общности людей.

3. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество властей: се­мейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит пра­во на издание законов и норм, обязательных для всего населе­ния.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения про­стирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, ка­ковыми являются жизнь и свобода, определяет особую дейст­венность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства: оружие, тюрьмы и т. п., а также органы: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Нало­ги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства в государстве и невозможность проживания вне государств. В отличие, например, от такой по­литической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая орга­низация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не толь­ко научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект междуна­родных отношений. Лишь на основе обладания качествами го­сударства те или иные организации признаются субъектами ме­ждународного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выде­ляются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданст­вом), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от дру­гих организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникнове­ния и эволюции.

Причины возникновения государства.

Государство по­является в результате разложения родо-племенного строя, по­степенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ре­сурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способ­ствовало классовому расслоению общества. В ходе историче­ского развития по мере стирания классовых противополож­ностей и демократизации общества государство все более ста­новится надклассовой, общенациональной организацией;

в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и раз­витие государства несомненно. Однако его не следует абсолю­тизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;

г) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Имеется в виду прежде всего рост числен­ности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упоря­дочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этниче­ски близких людей;

д) психологические (рациональные и эмоциональные) фак­торы. Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом, побуж­дающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и иму­щество. Другие же (Дж. Локк) ставят на первый план разум лю­дей, приведший их к соглашению о создании специального ор­гана — государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития. Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло по­влечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государ­ство — США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие


исторические факты, реальное государство возникло не в ре­зультате добровольной передачи индивидами части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественно-исторического развития об­щества;

е) антропологические факторы. Они означают, что госу­дарственная форма организации коренится в самой об­щественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллек­тивное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Арис­тотеля используются современными естественно-историческими концепциями государства, которые рассматривают его как орга­нически присущую человечеству на определенной стадии разви­тия форму общежития, без которой общество обречено на де­градацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивиду­ального существования, а также в агрессивности и конфликт­ности.

В научной литературе отмечаются не только названные выше, но и некоторые другие факторы, влияющие на обра­зование государств и их особенности: географическое поло­жение, наличие или отсутствие естественных границ, климати­ческие условия, плодородные земли и т. д. Многочисленные ис­следования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

Итак, государство - особая форма организации политиче­ской власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополи­ей на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (ап­парата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления деятельности государства, его предназна­чения. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, по­литическую, образовательную, культурно-воспитательную и др.


Экономическая функция заключается в организации, коор­динации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономи­ческого роста или осуществления санкций, в обеспечении мак­роэкономической стабильности.

Социальная функция государства - забота о человеке как о члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка неза­щищенных групп населения и т. д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполне­нии решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществле­нии координации деятельности различных субъектов политиче­ской системы и т. д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные от­ношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномо­чий, выработке программно-стратегических целей и задач раз­вития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности го­сударства по обеспечению демократизации образования, его не­прерывности, предоставлении людям равных возможностей его получения и т. д.

Культурно-воспитательная функция государства направ­лена на создание условий для удовлетворения культурных за­просов людей, формирования высокой духовности, гражданст­венности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаи­мовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами, а также функцию обороны страны.

Теории происхождения государства.

Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовла­дельческими государствами. Ее представители (в Средние века - Фома Аквинский, в наше время - Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является боже­ственная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой тео­рии является вера в бога, божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы,


храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универ­сального порядка, создателем и правителем которого является бог. Цель и оправдание государства - предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных с древних времен является патриар­хальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, ко­торый объяснял происхождение государства разрастанием се­мьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государ­ственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую забо­ту. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отожде­ствляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх дол­жен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, долж­ны повиноваться правителю.

Договорная теория, как и другие, зародилась в глубокой древности. Ее родоначальником является древнегреческий фи­лософ Эпикур, считавший, что государство покоится на общест­венном договоре. Люди создали государство на основе добро­вольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Теории «общественного договора» (ХУП-ХУШ вв.) (Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо) акцентируют внимание на роли психологических, рациональных и эмоциональных факторов в процессе возникновения государства. Государство рассматрива­ется здесь как плод человеческого разума, созревший под влия­нием определенных потребностей и эмоций человека. По мне­нию Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, являлся страх перед агрессией других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Дж. Локк ставит на первый план челове­ческий разум, веру в то, что государство способно лучше обес­печить естественные права человека (на жизнь, свободу и част­ную собственность), чем традиционные, догосударственные формы общежития («естественное состояние»).

Ирригационная теория обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земле­делие было невозможно без искусственного орошения (напри­мер, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в ор­ганизации крупных общественных работ по строительству ир­ригационных сооружений (плотин, каналов и т. п.). Для этого и был создан специальный аппарат - государство.


По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, созда­ли специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы боль­шинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителям государства. Оно становится органом управления побежденными. В резуль­тате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Согласно марксистской теории происхождения государст­ва, на определенном этапе формирования общества вследствие развития его производительных сил (отделения скотоводства от земледелия, появления ремесел, торговли) появляются излишки продуктов сверх необходимого для личного потребления, и они накапливаются в руках отдельных лиц, т. е. возникает частная собственность, что, в свою очередь, приводит к расколу общест­ва на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господ­ствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, «машина», с помощью которой мож­но удерживать в повиновении угнетенный класс. Происхожде­ние государства объясняется расколом общества на антагони­стические классы вследствие разделения труда и появления ча­стной собственности. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая орга­низация экономически господствующего класса и орудие подав­ления им других классов и слоев.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

а) углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специаль­ную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных свя­зей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредото­чении их у определенных лиц и органов;

б) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регули-


ровании взаимосвязей между людьми, проживающими на опре­деленной территории. Выделяются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государства (географические, эт­нические и т. п.). Итак, возникновение государственности обу­словлено многими причинами, среди которых различные кон­цепции выделяют обычно одну в качестве определяющей. Госу­дарство возникает, существует и развивается как результат ус­ложнения экономической и социальной жизни, форма удовле­творения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Типология государственного устройства

Типология государственного устройства |

По форме правления

монархия (абсолютная, конституцион­ная);

республика (президентская, парламент­ская, президентско-парламентская).

По административно- территориал ъной организации

унитарное государство;

федерация;

конфедерация.

По политическому режиму

авторитарное;

тоталитарное;

демократическое

По социально-эконо­мической, классовой природе

рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое;

буржуазной (социалистической) ориен­тации.

Форма государства - способ организации и осуществления государственной власти, т. е. она раскрывает, как организована власть, какие органы власти имеются, какие методы использу­ются для осуществления власти. Форма государства отражает исторические, географические, экономические и национальные особенности данного государства и складывается из трех эле-


ментов: форма государственного правления, форма государст­венного устройства, политический режим. Форма правления - организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношения высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Существуют две формы правле­ния: монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному (обычно наследственному) правителю, а также государство во главе с таким правителем. Существует неограниченная (абсолютная) и конституционная монархия. Неограниченная (абсолютная) монархия характери­зуется всевластием главы государства. Монарх - единый носи­тель суверенитета. Ограниченная монархия выступает в двух видах: конституционная - власть монарха ограничена конститу­цией; парламентская - полномочия монарха ограничиваются действием парламента. В зависимости от степени такого огра­ничения различают дуалистическую (двойственную) и парла­ментскую монархии. В дуалистической полномочия монарха ограничены преимущественно в сфере законодательства и ши­роко представлены в сфере исполнительной власти. При парла­ментской монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательства и ограничена в сфере управления. Пра­вительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом. В настоящее время монархический строй функционирует в 15% стран мира.

Разновидности монархий в современном мире

Абсолютная | Конституционная | Дуалистическая

Власть монарха не имеет серьезных ограничений

Власть монарха ог­раничена на основе конституции или парламентом

Власть монарха ограничена в сфере законодательства и широко представ­лена в сфере ис­полнительной

Страны

Катар, Оман, Сау­довская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты

Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Таиланд, Япония

Кувейт, Иордания, Марокко


Республика - форма государственного правления, при ко­торой органы власти формируются по принципу выборности. Высшая власть находится у выборных представительных орга­нов. Глава государства выбирается населением.

Существует парламентская, президентская и смешанная республика.

Президентская | Парламентская | Смешанная

ведущую роль в политической жиз­ни общества играет президент; президент (как и парламент) изби­рается народом; президент является главой государства и исполнительной власти;

власть в стране более устойчива: законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать

тон в политической жизни страны зада­ет парламент; выборный парла­мент формирует и контролирует пра­вительство; президент избира­ется парламентом и является лишь но­минальным главой государства; власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на кон­фликтующие пар­тийные группы

глава государства избирается населе­нием и назначает правительство; правительство не­сет ответственность перед парламентом, возможен досроч­ный роспуск пар­ламента президен­том

Страны

Боливия, Венесу­эла, Мексика, США

Израиль, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Турция

Австрия, Аргенти­на, Болгария, Бра­зилия, Литва, Польша, Франция, Финляндия, США, Португалия

Парламентская республика - ведущая роль принадлежит парламенту, правительство формируется парламентскими пар­тиями. Правительство несет ответственность перед парламен­том. Президент избирается парламентом или коллегией выбор­щиков. Президент - номинальный глава государства. В парла­менте одна политическая партия.


Президентская республика - форма государственного уст­ройства, когда президент является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается народом и поэтому несёт ответственность. Президент не может распустить парламент, а парламент распустить правительство. Президенту необходима поддержка парламента по главным вопросам. Отношения между ветвями власти основываются на взаимозависимости сдержек и противовесов.

Смешанная республика - соединяется сильная президент­ская власть и эффективный контроль парламента за правитель­ством.

Территориальная организация власти:

Унитарное - единое, простое государство, которое состоит из административных территориальных единиц, не обладающих собственной властью. Единые законы, сильное централизован­ное государство.

Существует две разновидности:

децентрализованное (региональная организация формиру­ется на местах. Пример: Великобритания, Испания, Италия);

централизованное (региональная организация подчиняет­ся центру путем назначения лиц из центра. Пример: Узбекистан, Казахстан).

Федерация - союзное государство, состоящее из множест­ва государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах обществен­ной жизни. Федеративное устройство имеет как положительные стороны (государственное единство; централизация власти в сочетании самостоятельностью членов федерации), так и отри­цательные (возникает вопрос об объеме суверенитета).

Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфеде­рация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация - это обычно союз нескольких незави­симых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспорт­ных проблем и т. д.). Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 22 суверенных кантонов с целью организации внешней и внутренней безопас­ности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначения дипломатических представителей - Конфедерацией были США со времени завоевания независимо­сти в 1776 г. до принятия конституции континентальным кон­грессом в 1787 г. (точнее, до введения в ее в действие в 1789 г.), конфедерацией являлся Германский союз в 1815-1867 гг. Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из нежизнеспособных форм государственного устройства.

В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) - союз суверенных государств, координирующих свою деятель­ность в различных сферах. Такая форма государственных обра­зований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности членов содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития стран Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции, постепенной реализации федеративных принципов и регионального сближения.

Формы территориального устройства и формы правления характеризуют строение законодательной и исполнительной властей государства. Не меньшую значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контроли­ровать соблюдение конституции и законов всеми государствен­ными и общественными учреждениями и гражданами, разре­шать возникающие между ними споры, обеспечивать стабиль­ность государственного и общественного строя.