Автори: Борзихина И.В., Запецкая Н.Д., Коноплева Н.А., Трофимов Т.А. | Рік видання: 2006 | Видавець: Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та | Кількість сторінок: 168
Выборы представляют собой не просто техническую процедуру формирования органов власти путем голосования. Это, прежде всего, очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.
Иными словами, выборы - это всегда борьба за власть. В странах с высокой политической культурой и политической устойчивостью выборы выступают фундаментом демократичности общества. Эффективность выборов зависит от многих факторов, среди них весьма важное место принадлежит утвердившейся в той или иной стране избирательной системе.
Избирательная система - явление чрезвычайно сложное и динамичное. Ее конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны оно со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется. Сущность любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.
В подавляющем большинстве стран свободные, «честные» (без фальсификации) и регулярные выборы рассматриваются как один из важнейших признаков демократии. Во многих странах выборы положили конец военным и авторитарным режимам (Бразилия, Аргентина и др.), но нередко выборы проходят и в условиях авторитарных режимов. Даже тоталитарные режимы иногда практикуют регулярные выборы, обставленные так, что противникам тоталитаризма одержать победу на выборах невозможно.
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования.
Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно высокую роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов до президента страны.
С точки зрения социальной парадигмы политической науки, суть которой состоит в том, что политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. Если в традиционных аграрных обществах выборы в современном значении этого явления как правило отсутствуют, то в индустриальных обществах они в той или иной степени обязательно существуют. А в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством определяется та или иная избирательная система.
Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти - мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.
Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов - относительного, абсолютного или квалифицированного.
В разных странах действуют различные виды мажоритарной системы. Так, система относительного большинства действует в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии, а в Австралии - система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного. Система квалифицированного большинства встречается реже, так как менее результативна, чем другие.
Мажоритарная система относительного большинства | Мажоритарная система абсолютного большинства | Мажоритарная система квалифицированного большинства |
Избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников. | Избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос. | Избранным считается тот кандидат, который получил квалифицированное, т. е. установленное законом большинство голосов. |
При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране, что способствует вытеснению из парламентов и других органов власти представителей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в странах, где она используется, двух - или трех партийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.
Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».
Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что избирательные округа формируются таким образом, что при сохранении формального равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число концентрируется в одном-двух округах. Т. е. партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается сделать это таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов.
Законодательство как ряда зарубежных стран (США, Франции, Великобритании, Японии), так и России, исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа. Это является основой для «избирательной географии». Ее цель заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2-3 раза больше округов. Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы еще больше усиливаются.
При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Большинство стран сегодня имеют пропорциональную систему. Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция перешли к этой системе еще в начале XX века. Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария также ее используют.
Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием выделяются три типа:
1) системы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма;
2) системы с недостаточным пропорционализмом;
3) системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению некоторых политических сил в парламент.
Кандидаты от политической партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» в Египте, например, составляет 8%, в Турции - 10%, в Швеции - 4% по стране и 12% в избирательном округе, в ФРГ и России - 5%. В Израиле этот барьер один самых низких, он составляет 1%.
Так как пропорциональная избирательная система действует в много мандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты:
При системе «жестких» списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.
При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получит кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции 1, 2, 3..., указывая тем самым, в какой
последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.
Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.
Однако у пропорциональной системы имеются свои недостатки.
1. Возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. В Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.
2. Пропорциональная система приводит к тому, что политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.
3. При пропорциональной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.
4. Поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зависимости депутатов от своего партийного руководства и может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.
Недостатки пропорциональной и мажоритарной систем очевидны и существенны. Поэтому попыткой устранить или хотя бы смягчить их стало формирование в послевоенный период смешанной избирательной системы. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть - в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и более точно отражает реальную картину политической ситуации в стране.
На основе смешанной избирательной системы в России проходит формирование Государственной Думы: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного боль-
шинства, 225 - по пропорциональной избирательной системе. В Австралии смешанная система проявляется по-иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая - по пропорциональной системе. В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки. В Мексиканских Соединенных Штатах Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства и из 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства.
Таким образом, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе - сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемое к конкретным условиям каждой страны.
Система подсчета голосов избирателей на выборах, являясь на первый взгляд чисто организационно-технической процедурой, оказывает обратное воздействие на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:
а) пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой;
б) абсолютная мажоритарная система влияет на формирование многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции, стремятся к поиску консенсуса и компромисса;
в) относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.
Эта взаимосвязь порождает воздействие избирательной системы не только на форму демократии, но и на ее судьбу. Многие авторы утверждают, что введение пропорциональной избирательной системы (в чистом виде или смешанной) на ранней фазе развития демократии, в отсутствии устоявшихся сильных партий, дробит партийную систему. Фрагментарность же партийной системы, по мнению Х. Х. Линца, служит фактором, способствующим крушению молодых демократий. В связи с
этим предметом не только теоретического, но и практического интереса является изучение современной российской избирательной системы. Ряд исследователей считают, что в Государственной Думе благодаря смешанной избирательной системе формируется политическая структура неустойчивого равновесия, при которой разные политические фланги не имеют решающего большинства, а центр ослаблен и не в состоянии влиять на итоги важнейших голосований. Эта ситуация особенно ярко проявилась в результате выборов в Думу в 1993 г., возобновилась и на последующих выборах.
Таким образом, избирательные системы являются тонкими индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается.