Автори: Борзихина И.В., Запецкая Н.Д., Коноплева Н.А., Трофимов Т.А. | Рік видання: 2006 | Видавець: Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та | Кількість сторінок: 168
Избирательные технологии - явление политической жизни, возникшее сравнительно недавно. Оно неразрывно связано с политическим маркетингом - комплексом мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании.
Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Первая такая фирма была создана в Калифорнии в 1933 г. За 20 лет работы она провела 75 избирательных кампаний и в 70 победила. В современных государствах действуют многочисленные фирмы подобного рода. Наиболее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области политического маркетинга, является «Никколо М.». Наряду с ней действуют десятки других менее известных кампаний.
Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.
Проведение избирательной кампании требует осуществления стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:
1. Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников.
2. Оценка имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы.
3. Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов.
4. Планирование, т. е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.
Рассмотрим эти стадии подробнее.
Сбор и оценка информации, проводимые с помощью обследования общественного мнения, позволяют установить электоральные намерения, отношение населения к положению в стране, выявляют проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями (являются ли ими проблемы здравоохранения, или экономики, или обороны). Изучение соперников дает представление о сильных и слабых сторонах всех партий, участвующих в выборах, о кандидатах, вызывающих наибольшее доверие избирателей. Такое обследование позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Оно помогает установить сильные и слабые стороны партий, заботы и опасения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы.
После сбора и оценки информации проводится разработка самой стратегии:
а) выявляется адресная группа, к которой будут адресованы призывы (так как если есть точное знание тех, к кому обращается кандидат, то известно и то, что и как сказать);
б) определяется ключевая проблема, вокруг которой будет разворачиваться кампания;
в) формулируются цели кампании, так как без четкого осознания того, что кандидат стремится добиться в ходе кампании, не может быть и стратегии. Цели обычно ставятся на двух уровнях: 1) какую долю голосов стремится получить кандидат или сколько мест в парламенте пытается приобрести партия;
2) какие изменения в позициях и убеждениях кандидат стремится стимулировать (усилить ли чувство экономической уверенности или создать образ сильного руководства).
Вырабатывается стратегия, суть которой заключается в том, чтобы использовать слабые стороны соперника и максимально увеличить свои преимущества. Для этого применяется реклама своей позитивной программы; оборона своих уязвимых мест; разоблачение недостатков соперников. Эти решения принимаются с учетом того, что у конкурирующих партий тоже бу-
дет своя стратегия и необходимо предвидеть их действия и готовить контрмеры и ответные шаги.
Формулируются основные лозунги. Они должны быть простыми, запоминающимися и постоянно повторяющимися. Эти лозунги должны доходить до адресата,
После того, как стратегия выработана, она должна быть преобразована в план кампании, в который входит составление сетевого графика, фиксирующего все события, стратегические инициативы и пресс-конференции. Кроме того, составляется план действий, точно определяющий, что будет происходить, и кто будет это осуществлять.
Эти общие принципы избирательной технологии позволяют кандидату заблаговременно выдвинуть свою программу, повлиять на позиции электората, сосредоточиться на проведении встреч с избирателями, в то время как избирательный штаб осуществляет организационные мероприятия.