Политология: Учеб. пособие для студентов заочного отделения

Автори: , , , | Рік видання: 2006 | Видавець: Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та | Кількість сторінок: 168

Типология политической культуры

Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями полити­ческое явление имеет такую же длительную историю, как и по­литика в целом. В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися полити­ческими мыслителями, как Конфуций, Аристотель, Платон, Ма­киавелли и др. Однако сам термин «политическая культура» появился намного позже. Его впервые ввел в научный оборот в XVIII в. немецкий историк-просветитель И. Гердер. Опираю­щаяся же на эмпирическую базу концепция политической куль­туры сложилась сравнительно недавно - в первой половине 1960-х годов благодаря крупным международным исследова­ниям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др.

Результаты первого исследования, охватившего пять стран: США, Великобританию, ФРГ, Мексику и Италию, были обобщены в вышедшей в 1963 г. книге Алмонда и Вербы «Гра­жданская культура». Анализ политической культуры, на этот раз десяти стран, был продолжен в изданной через два года ра­боте Пая и Вербы «Политическая культура и политическое раз­витие». Эти два исследования заложили основы современного понимания политической культуры, а также дали импульс даль­нейшему развитию теории политической культуры и изучению ее влияния на функционирование демократических институтов.

В ранний период своего развития (а во многом и сегодня) концепция политической культуры была призвана ответить на вопросы: почему демократические институты эффективны в од­них странах и не приживаются в других? почему одни нации мирно регулируют возникающие конфликты, другие же перио­дически прибегают к революциям и насилию? почему в одних странах левые партии и профсоюзы пользуются большим влия­нием, в то время как в других - нет?


В самой общей форме ответ на эти вопросы дали Алмонд и Верба: «Развитие стабильного и эффективного демократическо­го правления зависит от чего-то большего, нежели правительст­венные структуры и политический процесс. Оно зависит от по­литической культуры. Если эта культура не способна поддер­жать демократическую систему, шансы последней на успех не­велики».

Исследования Алмонда и его соратников и последовате­лей, несмотря на их почти общепризнанный классический ха­рактер, заложили лишь первые камни в теорию политической культуры. Сегодня сам этот термин употребляется весьма неод­нозначно.

Длительное время (а отчасти и в наши дни) в обыденном языке, а во многом и в научных исследованиях политическая культура трактовалась нормативно, связывалась лишь с пози­тивной оценкой и характеризовала политический идеал и уро­вень его реализации, т. е. степень совершенства, развитости по­литических явлений. В русле такой традиции политические про­тивники обычно упрекались в отсутствии культуры, бескульту­рье и т. п. Такая трактовка политической культуры научно не­приемлема, поскольку, связывая культуру лишь с положитель­ными оценками политических явлений, она лишает ее объек­тивного содержания. Политическая культура во многом отрыва­ется от политики и становится качеством, присущим далеко не всем странам, например национал-социалистическому государ­ству в гитлеровской Германии.

В современной научной литературе можно выделить сле­дующие главные направления трактовки политической культуры:

1. Политическая культура - это субъективная сфера поли­тики (Г. Алмонд, С. Верба, Г. Б. Пауэлл, Д. Дивайн и др.). Так, Алмонд и Пауэлл понимали под политической культурой всю совбкупность явлений сознания, связанных с политическим по­ведением. Понятие политической культуры ориентирует на ис­следование «когнитивной ориентации, знание политических це­лей и представлений; эмоциональной ориентации, чувств привя­занности, вовлеченности, неприятия относительно объектов по­литики; оценочной ориентации, суждений и мнений, обычно подразумевающих применение ценностных стандартов к поли­тическим объектам и событиям».

2. Политическая культура - субъективная сфера, допол­ненная образцами или моделями поведения (Р. Такер, Дж. Плейно и др.) По определению Р. Такера, культура - это привычный образ жизни общества, включающий принятые способы мышления и убеждения и принятые образцы поведения. Политическая культура - это те элементы культуры, которые имеют отношение к правлению и политике.

3. Политическая культура - это ценности, нормы, символы, образцы поведения людей, а также политические институты, рассмотренные с точки зрения тех ценностей, которые они во­площают, а также «действующих в институтах и через институ­ты людей»3 (символисты и институционалисты: К. Зонтхаймер,

Э. Баталов, Б. И. Краснов и др.).

Все эти направления в трактовке политической культуры не исключают друг друга и акцентируют внимание на различ­ных аспектах этого сложного явления. В то же время они нуж­даются в некотором уточнении. В понятии «политическая куль­тура» отражается не вся субъективная сфера политики во всех ее аспектах (в этом случае политическая культура включала бы политическую психологию, психологические механизмы моти­вации человеческого поведения), а устойчивое содержание по­литического сознания, сложившиеся взгляды, ценностные ори­ентации, установки, образцы поведения, характеризующие вос­приятие и поведенческую реакцию людей на различные полити­ческие явления. Политическая культура - это область ценност­но-смысловой детерминации поведения людей по отношению к определенным политическим явлениям.

Политическая культура отражает устойчивые, укоре­нившиеся в сознании (и подсознании) людей явления духовной жизни, присущие крупным общественным группам, прежде все­го нациям, государствам и цивилизациям. Хотя она представля­ет собой относительно целостную систему ценностей, норм, стандартов и образцов поведения и т. п., это не исключает внут­ренней неоднородности политической культуры, наличия в ней в большей или меньшей степени автономных элементов - суб­культур. Разнообразные группы: национальные (например, эт­нические меньшинства), социальные (классы, слои и т. д.), рели­гиозные (христиане, исламисты, буддисты и т. п.), демографиче­ские (молодежь, люди среднего и пожилого возрастов), полити­ческие (элиты, работники государственного сектора), реги­ональные (жители Юга, Севера, столицы) - имеют свои особен­ности в восприятии свободы, демократии, государства, власти, проявляют неодинаковую политическую активность. Системы ценностей и форм поведения, значительно отличающиеся от господствующей в государстве политической культуры, можно квалифицировать как субкультуру.

Применительно к современной России можно говорить о наличии политических субкультур у части национальных мень-


шинств, у жителей столицы, шахтерских регионов Севера и Си­бири, части регионов «красного пояса» и т. д. Интересно, что границы этого пояса примерно совпадают с территориями, ох­ваченными белогвардейским движением в период после Ок­тябрьской революции 1917 г., что свидетельствует, в частности, о традиционалистской и патриотической преемственности поли­тической культуры этих регионов.

При наличии острых политических конфликтов суб­культуры могут стать питательной почвой самых различных по своей направленности (интеграционных, сепаратистских и др.) политических движений.

Хотя политическая культура представляет собой единое образование, она может включать противоречивые субкультуры и другие компоненты, являющиеся источником ее эволюции, динамики. Несмотря на свою относительную стабильность, по­литическая культура подвержена изменениям, происходящим под влиянием менее устойчивых элементов сознания: настрое­ний, взглядов, интересов и т. д., которые постепенно могут овла­девать широкими слоями населения и приводить к изменениям убеждений, ценностных ориентации, стереотипов и образцов поведения граждан, т. е. к эволюции политической культуры.

Политическая культура - очень богатое по своему со­держанию образование, включающее ориентации человека на всю совокупность важнейших политических явлений. Поэтому она носит полиструктурный характер, причем в зависимости от критериев структурирования политической жизни можно выде­лять и соответствующие элементы, составные части политиче­ской культуры. Одну из структур политической культуры, ори­ентированную на операционализируемость, эмпирическую про­верку соответствующих ценностей и образцов поведения лично­сти, предлагает немецкий исследователь М. Каазе. Он выделяет в политической культуре демократического государства четыре важнейших области (элемента):

1. Составляющие ее ядро ориентации по отношению к по­литической системе в целом: государственно-национальная идентификация, отношение к политическому строю, политиче­ским институтам и элитам и т. п. Эти ориентации лежат в основе определения политической системы как легитимной или нели- гитимной.

2. Ориентации по отношению к текущей политике: оценка результатов деятельности политической системы и главных субъектов (акторов) политической жизни: партий и других по­литических институтов, конкретных политиков.


3. Ориентации по отношению к процессу политического волеобразования, в том числе выборам, участию в политической жизни и обеспечивающим это политическим структурам: орга­низациям, нормам, законам и т. д.

4. Ориентации по отношению к себе как субъекту полити­ки, знание своих прав и обязанностей, ощущение собственной политической компетентности.

Возможно и другое структурирование политической куль­туры.

Политическая культура - это совокупность индивидуаль­ных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание поли­тических действий и придающая им значение; это система поли­тического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

Политическая культура - неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воз­действие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических, ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политиче­ском поведение людей. В этом определении три взаимосвязан­ных понятия: политический опыт, сознание, политическое пове­дение. Это структурные элементы политической культуры.

Политический исторический опыт (наднациональных и национальных общностей) является основой развития политиче­ской культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политичес­кими связями. На основе исторического познания формируют­ся: политическое сознание; социальная память общества; утвер­ждаются политические ориентиры и образцы политического по­ведения. На основе политического опыта многих поколений лю­дей формируется их политическое сознание как система поли­тических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются устойчивые и зна­чимые политические ориентации и установки в отношении по­литической системы и их месте в ней.

В политическом сознании можно выделить два основных компонента: идеологический и эмоционально-психологический.


Идеологический компонент. Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности убеждения с существую­щими политическими организациями и процедурными институ­тами (политическая система в целом; политический режим; пар­тии; организации; законодательство; бюрократия; лидеры и т. п.). Происходит анализ институтов и политической системы с точки зрения ее способности удовлетворять политические по­требности. Таким образом, все это можно называть инструмен­тальным аспектом политической культуры.

Идеологический компонент |

Политиче­ские знания

Знания людей о политике; о политической сис­теме; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе

Политиче­ские ценно­сти

Этические и нормативные суждения о политиче­ской жизни, о политических целях, на реализа­цию которых направлена политическая деятель­ность, например: законность, порядок, ста­бильность системы; социальная справедливость

Политиче­ские убеж­дения

Представления людей о том, какой должна быть политическая система (т. е. идеологические предпочтения), например:

демократия прямая или представительная, осно­ванная на частной собственности; социалистическая демократия; тоталитарная система, основанная на идее на­ционального превосходства.

Эмоционально-психологический компонент 1

Установки на:

Проявления 1

Политические институты и структуры

Государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий инструмент

Нормативную

систему

Уважение к закону или пренебрежительное отношение к нему


Политические

события

Понимание их необходимости или случайно­сти; определение качества принятия решений

Отдельные

политические

роли

Отношение к институту президентства, лидер­ству в политических организациях, партиях в отношении лояльности или рациональности и т. д.); отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отноше­ние гражданина к самому себе как к участнику политического процесса, т. е. определение своего места в политической системе

2. Эмоционально-психологический компонент. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания - эмоционально - психологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и формы участия в политическом про­цессе. В результате этого человек формирует ориентации на оп­ределенные образцы политического поведения.

Политическое поведение - это практическое взаимодей­ствие человека с политической средой, выражающееся в опре­деленной форме политического участия. Оно обусловлено с одной стороны - политическим сознанием, с другой - уровнем политического развития общества в целом. Политическое пове­дение проявляется в политической деятельности людей. Напри­мер, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным; расценивать деятельность своего прави­тельства как неправильную и даже приносящую вред, но при этом быть безучастным в политической, жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чув­ства гражданской ответственности, либо об отсутствии в поли­тической системе приемлемых форм воздействия на власть.

Формы политического поведения (участия) могут быть различными - от активного участия до неучастия.

Участие человека в политическом процессе может быть предопределенным сверху (например, участие в безальтерна­тивных выборах, в условиях однопартийной системы; участие в организациях, находящихся под полным контролем правитель­ства) и не оказывать влияния на политиков и принимаемые ре­шения).


Формы

участия

Приемлемая

Неприемлемая

Активное

участие

предвыборная актив­ность;

участие в выборных органах; лоббистская деятельность; организа­ционная деятельность (участие в политиче­ских организациях и партиях); участие в по­литических демонстра­циях и других полити­ческих акциях;

насилие;

подкуп должностных лиц;

дезорганизация.

Пассивное

участие

участие в голосовании; повиновение закону.

пренебрежение к закону;

нарушение закона.

Неучастие

-

-

Автономное участие предполагает свободное волеизъявле­ние гражданина (демократическое общество с высоким развити­ем политической культуры предполагает приоритет автономно­го участия граждан в политике).

Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении лю­дей: вовлечение в политическую деятельность; позитивная ак­тивность; рациональность.

Посредством участия в политическом процессе и гражда­нин и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культу­ры. Каждое новое поколение несет ответственность за сохране­ние политической культуры общества и её обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувство­вать и понимать каждый человек, т. к. основой и условием про­грессивного развития является именно высокая политическая культура личности.

Таким образом, в структуре политической культуры целе­сообразно выделить: познавательные элементы; нравственно­оценочные элементы; поведенческие элементы.

Каждый структурный элемент предполагает наличие и ис­пользование общих достижений человечества в политической


сфере жизнедеятельности общества. Овладение политической культурой возможно на уровне теории и на уровне практики. Разрыв между ними не может не отражаться на политической культуре каждого индивида и всего общества.

Политическая культура является структурным элементом политической системы, хотя функционирует относительно са­мостоятельно. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической сис­теме общества. Важнейшими из них являются:

1) познавательная функция - формирование у граждан не­обходимых общественно-политических знаний, взглядов, убе­ждений и политической компетентности;

2) интегративная функция - достижение на базе общепри­нятых политико-культурных ценностей согласия в рамках суще­ствующей политической системы и избранного обществом по­литического строя. Политическая культура, таким образом, формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;

3) коммуникативная функция - позволяет установить связь между участниками политического процесса по горизонтали и по вертикали в соответствии с иерархией политической систе­мы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

4) функция обеспечения социального прогресса - политиче­ская культура создает условия для эффективного развития поли­тической системы и общества в целом;

5) нормативно-регулятивная функция - формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политиче­ских ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения. Они воплощаются в нормативных политических решениях го­сударства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных ин­ститутов и со стороны гражданского общества;

6) воспитательная функция (функция политической со­циализации) дает возможность сформировать личность, граж­данина.

Данные функции показывают, что применительно к поли­тической системе общества «политическая культура» имеет то­тальный характер. Она пронизывает всю совокупность отноше­ний, складывающихся между участниками политического про­цесса.