Автор: Круглова Г.А. | Рік видання: 2009 | Видавець: Минск: Асар | Кількість сторінок: 304
Существует множество определений политики. Политика — это царское искусство управлять людьми (Платон); выражение разума (Гегель); цепь компромиссов (А. А. Богданов); наука государственного управления (В. Даль); устройство государственной власти, концентрированное выражение экономики (В. И. Ленин). Какое бы из определений мы ни взяли, главное внимание при данном подходе уделяется рассмотрению деятельности социальных субъектов по отношению к политической власти. Именно поэтому выяснение сущности политики находит свое выражение главным образом в отношениях к государственной власти. А власть — это способность и возможность навязывать свою волю другим и управлять их действиями в евоих. интересах. Властью яогут^оБладать субъекты ’’ПШштики: личности, политические организации и т. д. Борьба за власть является определяющим признаком политической сферы общественной жизни. Нет политики без власти, а власти без политики. Тот, кто обладает властью, тот и играет решающую роль в политике. Отсюда можно сформулировать основной закон политики — это отношение субъектов политики (масс, классов, партий) к власти определяется их социально- экономическими и политическими интересами. Конкретное выражение этого закона находится в тесной связи с типом политической системы, а точнее с типом и формой государства.
Такой подход к пониманию политики позволяет определить ее структуру:
• объектом политики является власть, властные отношения выступают содержанием политики;
• субъективная основа политики связана с деятельностью ее субъектов и реальных носителей власти;
• объективная основа политики заложена в отношениях ее субъектов к собственности;
• способы и методы осуществления власти в обществе, т. е. политический режим.
Политика в своей сути является концентрированным выражением интересов господствующих социальных групп. Но этот момент нельзя абсолютизировать. Специфика формирования политики состоит как раз в том, что она требует учета отношений всех социальных группислоев к государству, к власти. В этом проявляется момент относительности в поли - ’ тике. Поэтому разработка долгосрочных прогнозов в политике сопровождается значительными трудностями, зачастую субъективного характера, и может иметь совершенно непредсказуемые результаты.
Правящие классы, разрабатывая внутреннюю и внешнюю политику, в определенной степени обязаны и вынуадёньГуШШ^^ и
потребности всех социальных групп и слоев общества.’^Зто связано с тем, что для удержания власти всегда необходима общественная поддержка. Именно этот момент «соучастия во власти» является основой стабильности данного типа политической системы. Политика, кроме выражения классовых интересов, призвана обеспечить и гражданское согласие в обществе. Эта особенность особенно ярко проявляется в создании коалиционных правительств, фиксировании в законодательстве любого государства различного рода прав и гарантий всех социальных слоев. Для защиты общенациональных интересов возможен и союз (политический, военный и т. д.) с другими государствами.
Важное значение для выяснения сущности действия основного закона политики имеет и определение механизма формирования политики.
Рассматривая политику в единстве всех ее сторон, следует подчеркнуть, что политическое сознание по существу своему есть условие, предпосылка формирования политических отношений. Специфика этих от - ношений состоит В ТОМ, ЧТО-ОНИ, прежде чем сложиться, прохода через сознание людей, а затем воплощаются в щза1сгаческойдешЕльност4а1а<> сов и других социальных групп, оформляются и закрепляются в системе политических" учреждении л Ор«1ШтЦИЙ, через которые, господствующие слои претворяют в жизнь. свои задачи и цели.
Исходя из этого, можно представить механизм формирования политики следующим образом: — экономическое положение субъекта политики — ,• его потребности, т. е. экономические интересы — политические интересы I (побудительный мотив) — политическая деятельность (политика).
Усложнение социальной жизни, осознание классами своих экономических и политических интересов ведут к формированию политических идей, теорий. А затем, на их основе создаются соответствующие им организации и учреждения, посредством которых осуществляется политическая деятельность.
Таким образом, экономические интересы субъектов политики являются базовой причиной политических действий, можно сказать —- движущей силой политики. Кроме экономических: интересов на формирование политики влияют: уровень сознательности и организованности этого
социального субъекта; наличие собственной политической партии; уровень политической культуры; взаимоотношение классовых и др. социальных сил внутри страны и на международной арене и т. д.
Для всесторонней и полной характеристики действия основного закона полкгики всегда необходимо выяснять социальный характер политики, который определяется на основе политико-правовой и моральной оценок конкретно-исторических целей субъектов политики, их практических действий. Исходя из этого, можно выделить следующие разновидности политики: агрессивная — освободительная; гуманная — антигуманная; справедливая — несправедливая; реакционная — демократическая. При этом всегда важно учитывать, что именно власть определяет пути, средства, методы достижения субъектом политики своих целей. Тем самым вполне допустимо говорить о социальной сущности власти.
Завершая рассмотрение политики как деятельности, необходимо выделить ее характерные черты (признаки).
1. Политика как деятельность по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти всегда связана с существованием и функционированием государства. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с проблемой власти (К. Маркс).
2. Особо следует отметить активный, целенаправленный характер данного специфического вида деятельности людей. Любая политика — это всегда деятельность людей, направленная на решение определенных социально-исторических задач. Однако уровень осознания задач и целей политики может быть разным.
3. Политика должна иметь в качестве основы научно обоснованную теорию, а для ее успешной практической реализации необходимо умелое политическое руководство.
4. Политика, затрагивая экономические и политические интересы и цели, выступает как важнейший регулятор отношений между классами, нациями, другими социальными группами и всегда направлена на реализацию классовых интересов.
5. Политика и субъекты политики всегда функционируют в рамках определенной политической идеологии, которая ориентирует политику, определяет ее цели, стратегию, тактику, конкретные задачи и средства.
6. Политика, являясь выражением интересов одной (господствующей) социальной группы (класса), с необходимостью включает в себя политическую деятельность других социальных групп (классов) и развивается с учетом их социальных (классовых) интересов.
7. Политика является активным фактором преобразования социальной действительности. Она оказывается наделенной мощным потенциалом преобразования общественных отношений и институтов в интересах различных социальных групп.
По предмету, направленности и сфере деятельности различают внут- реннюю^ внешнюю, мировую, политику. Также выделяют экономическую, социальную, национальную, культурную, демографическую, идеологическую политику и т. д.
Политика как тот или иной вид деятельности для своего успешного осуществления нуждается в научном обосновании.
На основе приведенного анализа можно дать следующее определение политики.
Политика — это целенаправленная, идеологически осознанная деятельность субъектов политики, направленная на завоевание, упрочение, удержание политической власти в своих интересах, которая определяется отношением между различными социальными субъектами (классами, нациями, государствами, системами государств, политическими партиями).