Политология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

Автор: | Рік видання: 2009 | Видавець: Минск: Асар | Кількість сторінок: 304

Господство и власть

Власть не может существовать без господства. Для политологии всегда был важен вопрос о том, в чьих интересах осуществляется власть. Ответ здесь может быть однозначным: в интересах господствующих социаль­ных групп, классов, слоев. Выяснение сущности господства позволяет во всей полноте раскрыть механизм осуществления политической власти в обществе.

В самом общем плане господство — это такое осуществление власти, ко - торое принимает институциональные Формы (парламент, суд, прокуратура, армия ит. д.) и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управлен­ческого аппарата.

В политологии XIX — XX вв. можно выделить несколько подходов к по­ниманию сущности господства. Сторонники теории насилия выводили сущность власти из военного господства (Е. Дюринг). Все в обществе осно­вано на насилии и подчинении. Поэтому власть вторична по отношению к господству, она лишь формальное его проявление Впасть V остальное неравенство поро>вденьГ насилием, а точнее, вооруженным господством. Сила и стабильность власти зависят только от насилия. Чекьбшш£_на - СИЛЬСГВСННЫМИ методами нласть ОСУШРгтагтя^а, АНЯ ГИТП^РР Эта тео­рия в основном служила оправданием военно-диктаторским режимам и охот­но ими поддерживалась.

Наиболее полно теория господства была разработана М. Вебером, ко­торый дал всесторонний анализ проблемы власти и господства. Он считал, что власть предшествует господству и не всегда приобретает его характери­стики. Вебер исходил из признания основным и конечным субъектом по­литики личность и на основе этого подхода дал свою типологию господ­ства, которое, по его мнению, обозначает вероятность того, что прика­зания встретят повиновение определенной группы людей. На этом основании Вебер выделял тридйда^чистого» господства: традиционное, харизмата - ческое, легитимное.

Традиционное господство опирается на веру подданных в законность власти, ибо так было всегда. Такая власть традиционна. Традиционное господство — это отношения господина и слуги. Традиции, на которые опирается господство, распространяются и на правителей, и им нельзя нарушать традиционные нормы. В традиционном господстве четко вы­ражен патримонаиизм — правитель правит страной как большой семьей.

Харизматическое господство формируется на вере в особые свойства лидера, в его исключительные качества. «Харизма» — это необыкновен­ные качества лидера, которыми обладают избранные. Власть здесь, как и в традиционном господстве, опирается на личностные качества правителя, а не на безличные права. Но отличие заключается в том, что харизматиче­ский лидер должен нести новое, а не сохранять status quo. Харизматиче­ский вождь призван выполнять необыкновенную, только ему предназна­ченную миссию и благодаря этому имеет право на послушание поддан­ных.

Легитимное господство (по М. Веберу) — это господство права. Само существование власти и сфера ее деятельности зависят от установлен­ных людьми прав. Обладающие властью не самостоятельные правители, а исполнители определенных правовых обязанностей. Управляемые — это якобы свободные граждане, которые обязаны подчиняться праву, а не под­данные, подчиняющиеся правителю.

Концепция власти Вебера, хотя и дает всесторонний анализ господства, но не раскрывает всей полноты властных отношений, поскольку сводит всю сущность господства только к господству отдельной личности.

Марксистская концепция подчеркивает классовый характер господ­ства в антагонистическом обществе, обусловленность его социально- экономическими отношениями. Господство предполагает создание эконо­мического, политического, военного, пропагандистского аппарата для удержания власти в руках господствующего класса. Действительное господство начинается тогда, когда экономически господствующий класс, овладев государственным механизмом, «становится также поли­тически господствующим классом...» (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

С. 171).

Таким образом, господство — это механизм осуществления аласги, кото­рый принимает форму социальных институтов и предполагает расчленение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и со­циальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Отсюда следует, что господствующий класс — это социальная сила, олицетворяющая «господствующую материальную силу общества», что означает ее определяющие позиции не только в системе экономических отношений, но в социальной и политической сферах. Кон­кретная комбинация экономического, политического и идеологического господства зависит от конкретных исторических условий. Кроме того, гос­подствующий класс — это не социальный монолит. Внутри него выделя­ются силы (слои), которые непосредственно осуществляют господстве и которые являются пассивными участниками этого процесса. По мере разви­тия социальных отношений внутри господствующего класса может про­изойти, смена групп, осущеетвляющге^тссПОдствоГ’^аэличнкпгглои-тос - подствующего класса могут осуществдязъ-’РГрЗзгтчные типы господства. Может изменяться и, сила господства класса по мере изменения социально - по-гщщческих условий^Дак, например, исторически восходящий (про - т^ЙСивЖгЙ^т^^обычно преобладает в экономической и идеологической областях. А нисходящий — в политической. Но действительное господ­ство класса осуществляется только в совокупности всех его составляющих, суть которых состоит в следующем:

• Экономическое господство проявляется в верховном контроле на^ средстваЙ^руда, процесс0 труда, продукт труда; характеризуется1" владением, распоряжением, использованием средств производства и продуктов труда. Оно является основой политического и идео­логического господства.

• Политическое господство заключается в государственных гаран­тиях верховного экономического контроля над средствами труда,

процессом и результатом труда. Тем самым оно является произ­водным от факта защиты экономических прав. Политическая власть санкционирует, укрепляет экономическое господство. От­сюда господствующая власть есть верховенство экономически господствующих сил, и она защищает их интересы.

• Идеологическое господство проявляется в обосновании этого верховного экономического контроля. Цель идеологического гос­подства — сделать данные отношения оправданными и справед­ливыми, что традиционно выражается в официальной идеологии и пропагандируется средствами массовой информации.

Современное индустриальное общество имеет ряд особенностей по сравнению с классическими примерами классово-антагонистических формаций. Нельзя отрицать его классовую структуру. Конфликты и разногласия между различными социальными группами не устране­ны и сегодня, порой они приобретают весьма острый характер. Воз­можно возникновение острых социальных противоречий и внутри одного класса, границы того или иного класса приобретают доволь­но условный характер. Усложняются сами отношения власти и гос­подства. К осуществлению власти зачастую причастны несколько социальных сил, поскольку ни одна социальная группа или класс не могут безраздельно господствовать в политике. Тем не менее, власть, реализуя интересы одпих социальных сил, в той или иной степени ограничивает интересы других. Поэтому отношения господства в обществе не утрачивают своего значения и актуальности и в совре­менных условиях. Они приобретают лишь более размытую, завуали­рованную форму, но, по сути, выражают господство одних слоев и подчинение их воле других.

Осуществление классового господства может реализоваться в са­мых различных формах и с помощью множества методов. Нэ суть »ласти всегда представляет собой реализацию на практике господ­ства тех или иных социальных сил.